kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Жертвы путиномики

Жертвы путиномики

Сейчас, после шока от сообщений из Крымска, я немножечко успокоился и могу сказать то, что несколько в ином виде предсказывали ещё лет двадцать назад. Тогда я с китайской деловой делегацией проехал от Сочи до Новороссийска и далее через Крымск в Краснодар. Во время поездки я воочию убедился в предсказаниях экологов – Черноморское побережье Кавказа от Кереченского пролива до границы с Абхазией не выдержит громадьё планов нашего бизнеса и администрации. Другое дело, что тогда мыслили общими для всех мест земли категориями – новые порты и терминалы ставить негде, соседство с курортами приведет к загрязнению моря и воздуха. Всё это без учета планов по переводу Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. На месте было видно ещё кое-что – узкая полоска земли не позволяет переносить много объектов вглубь материка. Перевозка грузов вдоль моря ограничено одним горным шоссе. Само побережье опасно для строительства терминалов. Подводные оползни регулярны. Это резко удорожает строительство терминалов и создает проблемы их надежности. Скажем прямо – для российских методов хозяйствования и экономических планов морских побережий в РФ недостаточно.

Наш человек отреагировал на проблемы отдыха просто – народ повалил за границу. В Сочи и Анапе слишком дорого плюс кавказское население, которое не привыкло и не желает вести себя по отношению к русским отдыхающим так, как принято в цивилизованных странах относиться к туристам. Отношение к людям со стороны администрации Краснодарского края хамское. Лет десять назад ливень снес палатки в овраге между Новороссийском и Анапой. Были человеческие жертвы, а по ТВ, если мне память не изменяет, показали мэра то ли Анапы, то ли Новороссийска, который просто сказал, мол, дохода от диких туристов нет, приезжать им не стоило. С туристами понятно – люди берут свои деньги и уезжают туда, где лучше. Кто-то едет в Болгарию, кто-то в Турцию и Египет, народ побогаче едет в Испанию. А промышленное строительство продолжилось. Продолжилось отчуждение приморской земли под частные виллы и ведомственные санатории. Особый удар пришелся по территории между Анапой, Новороссийском и Геленджиком.  Там горы ниже, нет транспортных проблем для подвоза сырья к терминалам. Там же тянут газопроводы и нефтепроводы. Один газопровод на Турцию уже построен. Построят ещё. От загрязнения морской воды и воздуха в курортах мы ещё хлебнем проблем. Но катастрофа в Крымске явно произошла от нарушения в ходе строительства естественной системы сброса воды в море. Кто был в тех местах, тот знает, что любая горная речка или овраг занимают много места. Течет ручеек, а вокруг низина с галечником, склоны, на которых ничего нельзя строить. Весной, когда тает снег, ручеек превращается в довольно широкий и бурный поток. Ограды и шоссе нарушают естественный дренаж почвы, попытки занять часть «свободных» мест у оврагов и склонов ручьев тоже приводят к перегрузке экосистемы.

Попробуем воспроизвести ситуацию на побережье. «Спасали» нефтебазу. Видимо, сэкономили на строительстве между Новороссийском и Геленджиком. Вдобавок, пустить воду через нефтебазу это создать угрозу загрязнения морской воды возле элитных, государственных санаториев под Геленджиком. Спасали нефтебазу за счет усиления стока воды в Новороссийске. Народ там попроще, а нефтебаза это собственность олигархов. Обеспечить нефтебазу должным объемом коллекторов это увеличить её стоимость. Как говорил незабвенный Брежнев – экономика должна быть экономный. Только и Новороссийск теперь не тот. Там новые терминалы, там собственность тех же олигархов, склады разные. Представим себе, что бушующий поток начнет угрожать складу минеральных удобрений или цемента. Что потом грузить на сухогрузы? Понятно, что массе жилых домов Новороссийска наводнение не угрожало. Это пятиэтажки, большинство стоит на возвышенности. Вопрос в том, что построили в низинках между пятиэтажками на пути воды в море. Очень любопытно, а наша пресса как-то не освещает данную проблему. Проблема проста – что спасали в Новороссийске, людей или товары и доходы олигархов? Общая фраза «спасали Новороссийск» уводит нас в сторону от проблемы. С нефтебазой понятно – на таких объектах людей мало, эвакуировать их очень просто, спасали именно имущество, электрическую подстанцию, насосы с электромоторами, перекачивающими нефть, экспортные контракты, по которым неизбежны задержки с выполнением, если энергообеспечение базы будет нарушено. А энергообеспечение базы при заливе водой неизбежно нарушиться, хотя нефть в гигантских цистернах-накопителях не пострадает.

Не надо забывать, что портовое оборудование и склады для терминалов необходимо располагать в низинах у моря. Иначе перевалка грузов обойдется в бешеные деньги. Это жильё для рабочих можно построить в стороне и подальше от моря. Так что, термин «спасали Новороссийск», который меня поначалу ввел в заблуждение, переводится очень просто – спасали бабло.

Короче, перед нами ситуация, когда строительство на побережье, оказалось экологически несовместимым с природными условиями. Дать сток воде это именно обеспечить экологическую безопасность. Отсюда желание любой ценой отвести угрозу потерь от бабла. И тут надо поговорить об экологии межчеловеческих отношений в нашем обществе, об отсутствии приоритета ценности человеческой жизни над стоимостью товаров и доходов.

Наша система управления давно превратила массу управленцев, судей, администраторов мэрий и даже простых работников в людей, которые не имеют права и слово пикнуть в ответ на приказ начальства. Сказали – задрожи от страха и выполни приказ любой ценой. Иначе уволят, обвинят, раздавят. Мы это уже проходили по Чернобылю – операторы предпочли погибнуть, но выполнить преступные приказы начальства. Мы это проходили по Первой Чеченской – офицеры предпочитали погибнуть сами и погубить рядовой состав, но выполнить преступные приказы начальства. Уж на что плох Гомо Советикус, но Гомо Перестроечник оказался ещё гаже и амёбоподобнее своего предшественника. Я уверен, что преступная скорость открытия шлюзов в подобной ситуации могла иметь место просто под влиянием крика «сделай хоть что-нибудь, не то я, твою мать, тебя в землю зарою!» В этих условиях бесполезно выяснять причины события – что это, диверсия, природная глупость или ошибка? Скорее всего, если бы воду сбрасывали раза в два-три медленнее, то это никак не ухудшило бы положение Новороссийска. Важна не скорость сброса воды и дальнейший отчет «сделали всё, что могли», а скорость её притока. Дождь отнюдь не стал лить сильнее в момент начала сброса.

Точно также ясно, что виновных нельзя найти по элементарной логике нашего управления. Массам, так сказать, вредно знать, что крутой губернатор, мэр, начальник водоканалов и водохранилищ, главный полицейский города или иной управленец после звонка из Кремля или от олигарха может превратиться в маленький винтик без своего мнения и мыслей о последствиях своего поведения для населения. У каждого есть схожая отговорка – мы выполняли приказ. Это уже одна из главных причин кризиса управления в нашей стране – желанная сверху исполнительность приводит к тому, что даже Молчалинская умеренность и аккуратность становятся чуть ли не видом экстремизма и подрывной деятельности. Известный принцип – не торопись выполнять приказания начальства, возможно, негативные последствия перевесят потом для того же начальства положительный эффект от приказа – перестает работать. Экология межчеловеческих отношений нарушена уже давно.

Дальше всё понятно. Буквально ещё лет десять назад на Западе жестоко наказывали методом уголовного преследования бизнесменов и крупных менеджеров за воспитание в подчиненных готовности беспрекословно выполнить любой приказ. У нас же давно никто не приучен брать на себя ответственность. Начальство Крымска спасалось, но побоялось дать вовремя приказ о массовой и срочной эвакуации отнюдь не из-за страха возникновения паники. Дать приказ об эвакуации это признать косвенным образом, что иное начальство обрекло город на катастрофу. Подобное решение в наших условиях рассматривается как нарушение корпоративной солидарности и готовности поддержать любой приказ. Ведь иначе получается, что кто-то не тряпка и взял на себя ответственность, а рядом не стали. Последствия катастрофы экологии межчеловеческих отношений мы потом видели на экранах телевизоров.

Лично я, сирый и убогий, уже давно чешу себе голову и раздумываю над проблемой – есть ли мужчины в нашем обществе и как они должны выглядеть? Формально мужчин с избытком, то есть людей с деньгами, машинами, особыми удостоверениями, пистолетами и связями. Я их очень боюсь, когда они несутся по проезжей части мимо пешеходов,  грозят мне, смотрят на меня гордо и начальственно, лезут в драки, приказывают. Женщины от них без ума. Но мужчины ли они в традиционном понятии этого слова? Есть такая детская игрушка – потянешь за ниточку, пирамидка или змея станет прямой и прочной, ослабил ниточку и игрушка рассыпается на безвольные, составные части. Ладно, не мне решать.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

Recent Posts from This Journal