kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Мартин Иден

http://kolganov-su.livejournal.com/112809.html Понятно, что мне непонятно, что лежит в основе описания Калганова - инфантилизм или внутреннее благополучие.

История Мартина Идена это не любовь к Руфь как нечто единственно главное. Это история о том, как человек идет наверх, творя себя как личность и преодолевая проблемы. Вот тут оказывается, что он не может насладиться победой, поскольку он иначе смотрит на прежние идеалы. Мир уже выглядит иначе, и Руфь видна со всеми недостатками. Если попытаться дать образ, то представим себе человека, который решил насладиться неким особым вином, ему мешали, не давали возможность заработать на вино, пойти в лавку и купить. Он всю жизнь бился, а потом стал другим и понял, что вино-то плохое, ему нужно вино повыше качеством. Выпить-то может, а душа требует иное.

Тут можно вспомнить историю собственно Джека Лондона и пуститься в рассуждения о том, что цена победы состоит из двух частей - затраченных усилий и радости, которые дала победа. Есть случаи, когда великая цена дает великий успех и и великое удовлетворения. Условным примером может быть победа над бандюком-сверстником. Такая победа дает силы, укрепляет характер. А есть победа, которая опустошает. С Руфь произошло нечто подобное. К моменту победы он её уже презирал, а не только любил по инерции, как иногда любят старую болячку. И в этом презрении была мудрость человека, прошедшего жизнь.

Юная девушка из благородной семьи, простоватый парень, который на проверку оказывается с сильным характером, умом и талантом. Он ей не нужен, он вроде симпатичен, но не её уровня. А потом она приходит к нему слишком поздно, когда он уже понимает, что он принадлежит к уровню аристократов духа, а она рангом ниже. Она не могла восторгаться его произведениями, когда уже пришел срок восторгаться, а тянула время, то есть не понимала, что затяжки это набивание себе цены. Она не уловила старт его карьеры и не поняла, что его трудолюбие, талант и воля поведут его выше. Она не понимала, что в основе денег и сути мужчины как добытчика часто лежит брутальное начало и готовность к схватке, то есть не была способна оценить базовые мужские ценности. Она заволновалась только тогда, когда карьера Мартена Идена уже шла к логическому завершению. Да и там не поняла, насколько он её выше, и стала торговаться. Грубо говоря, могла бы встать на колени и отсосать, а начала говорить о высоких чувствах как с равным или даже ниже себя.

Вся проблема с подобными произведениями в понятиях такта и куртуазности прошлого времени. У некоторых читателей возникает ощущение, будто автор кое-каких вещей не понимает, а он на деле понимает, но молчит или только намекает. Джек Лондон четко создает портрет женщины, которая не способна быть по настоящему благодарной мужчине за связь. Неважно, минутную или на всю жизнь. Джек Лондон создает портрет мужчины, который в конце концов начинает понимать свою истинную цену. Мало того, Мартин Иден начинает понимать истинную цену окружающим, а это и в наше политкорректное время принято истерично давить обвинениями в высокомерии или показным игнорированием.

Но дело в том, что сам Джек Лондон был воспитан самовлюбленной матерью-паразиткой, которая не была способной уважать мужчин и понимать, что мужчина может быть выше её. Всё, что она могла, это тянуть деньги из мужа, который в итоге её бросил, а потом безжалостно тянуть деньги из сына. Такие матери вбивают в голову детям, будто женщина имеет право быть равной или выше мужчины просто потому, что она себя так ставит. На самом деле при таком подходе должен был сбежать от неё в поисках реальной ровни или просто стать гулякой, как и произошло на самом деле. Сыновья же часто вынуждены долго идти к пониманию, им нужны женщины, смотрящие на них не сверху вниз, а снизу вверх в силу логики взаимного притяжения, а не вынужденного признания неких объективных факторов - денег в мужском бумажнике, славы и ума с точки зрения окружающих, формальном статусе в обществе. Причем понимание элементарных законов жизни часто причиняет жертве мучения, поскольку бороться-то надо с любовью к матери и впитанное с её молоком и затрещинами отношением к противоположному полу.

Вот эту травму многие ощущают как слабость, а себя как носителями более высшей силы. И, действительно, Мартин Иден как и сам Джек Лондон проявляют слабость в стремлении сочетать своё движение вперед в развитии, которое ставит их выше окружающих, с идеалами равенства, примиряющими их не просто с окружающими, а с людьми, которые пытались поставить себя выше их. А Мартин Иден дает четкий ответ - игра с такими в равенство не нужна, это низшие существа, которые рассуждают в случае бессилия перед крепкой личностью про любовь и братство, а по сути ничего не заслуживают. Ведь Мартин Иден един со своим автором Джеком Лондоном в самом главном - вперед толкает прежде всего стремление к самоуважению. Это самоуважение заставляло драться на улицах, отстаивая своё достоинство. Оно же заставило не только Мартина Идена, а самого Джека Лондона не стоять у станка по 16 часов и нести матушке выручку, которую она с презрением, мол, ей мало, засовывала себе в фартук, а уйти плавание, мол, ничего, матушка перебьется. Это же самоуважение потом закинуло Джека Лондона на Аляску и по возвращению писать рассказы, а не просто стоять у станка. Жажда самоуважения и собственно самоуважение потом наложилось на жизненный опыт и заставило презирать Руфь. Роман-то получается об ущербности любви без самоуважения, а не о величии любви.

Кстати, реальный Джек Лондон кончил не самоубийством в водах океана, а спился как его отец. Отцовское начало в нем оказалось более истинным, чем материнское. Вывод-то прост - не ставьте себя ниже или наравне с женщинами и дано вам будет. Любовь может быть добром, но может быть откровенным злом. Женщины способны преодолевать в себе любовь во имя поиска мужчины с большим количеством денег или усилий по поддержанию женщины в условиях внутреннего комфорта, а мужчина обязан быть способным преодолеть в себе любовь к эгоистичным женщинам, неправильным межчеловеческим взаимоотношениям и ещё обязан предолевать в себе веру в ложные ценности.

З.Ы. А что Калганов? Конечно, только плохой человек будет рассуждать после Мартина Идена о любви, забывая о проблемах самоуважения. Вдобавок, рассуждения о том, что восхождение тлен, если результат его не нужен никому, это просто попытка встать вровень и даже выше Джека Лондона. Как это не нужен? А читатели?! Куртуазность заставляла Джека Лондона писать так, будто читатели остаются за кадром. Важно, нравится ли Руфи Мартин Иден и на каких условиях. Это для плохого человека зацепка. Конечно, пьяненький и старенький Джек Лондон мог бы послушать Калганова, махнуть рукой и идти дальше. Джек Лондон в расцвете сил дал бы ему в морду и пошел бы писать рассказы о более интересных, чем Калганов, людях.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments