kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Не верю ни Хасиду, ни Гумилеву.

http://verybigfish.livejournal.com/1910324.html
Феномен Гумилева в том, насколько легко хваленая петербургская интеллигенция 60-ых и более позднего времени ему верила. Доверчивая публика тренирует обманщиков, недаром Питер стал поставщиком перестроечных кадров. Клюнули на легкость чтения, занимательность, красивые картинки, возникающие в мозгу при чтении. Честно говоря, я сам очень увлекался Гумилевом и активно читал его в 15 лет. Но и тогда я изумлялся фантастике его построений. У него новые этносы формировались чуть ли не со скоростью раз в 20 лет, а то и быстрее. А 50 лет совсем нормальный срок по Гумилеву для формирования этноса.

Думаю, что фоменковщина возникла во многом как результат острой реакции на Гумилева. Хотя некоторые подвиги Гумилева вызывают у меня хохот. Например, история про то, как он утопил Хазарию на дне Каспийского моря. Заврался и показал себя исключительно непрофессиональным археологом. Тем не менее, исторические светила оказались полностью беспомощными и не смогли высмеять его, как он того заслуживал.

Его теория развития этносов не выдерживает критики. Достаточно взять даты подъемов и спадов этносов, чтобы понять, как много этносов не вписываются в хронологию пассионарности по Гумилеву. Хотя главное в его теории это оправдание геноцида русского народа. Поэтому ему помогали.

Библиография, которую Гумилев ставил в конце книг, была фальсификацией. Уйгурский он, скорее всего не знал. Китайский точно не знал, хотя список литературы указывал, что он как бы читал по-китайски. Зато Гумилев, подозреваю, что в школе, выучитался читать по-русски. Дело в том, что я через мать имел особый выход в Ленинку. Ей на работу приносили для меня книги, которые не то, чтобы взять в абонементе, даже в читальный зал иногда было невозможно заказать. Я взял библиографический список Гумилева и заказал пресловутый перевод Гань-му. Мне принесли большую книгу переводов Иакинфа Бичурина. Читая книгу, я убедился, что подавляющая часть "трудов" Гумилева основана именно на чтении этих переводов и фантазий вокруг них. Признаков же получения иной информации из иных источников сплошь и рядом не было! Ну, возможно, он что-то ещё черпал из учебников средней школы. Это про степь от Маньчжурии до западных границ Казахстана и далее.

Конечно, потом Гумилев даже удосужился прочитать Ибн Фадлана о путешествии в Волжскую Булгарию. Поскольку я эту книгу прочел лет в 14, уж больно много у меня было возможностей, то и тут я убедился, что Гумилев читал не слишком много. История Гумилева довольно поучительна. Оказывается, отнюдь не надо много читать, чтобы водить читателя за нос.

Критика Хасида это классика. Доказать, что он сфальсифицировал уйгурский источник на основании некого личного признания нельзя. Вопрос в том, что источники хранят. Если человек говорит, что он перевел, а источник пропал, это уже вызывает подозрения. Ещё важнее, что уйгурские источники, наверняка, содержат много материалов по истории степи, а у Гумилева их толком нет. Вместо этого он цитирует Бичурина под видом разных источников. А Бичурин переводил китайские материалы, брал их в Пекине, уйгурского не знал. Критика Хасида это классика в том смысле, что вы критикуете так, что нельзя прийти к четкому заключению. Один говорит одно, другой другое. Но не говорят по существу - "знаток" уйгурского при написании трудов на деле избегал читать на уйгурском, а читал материалы на русском.

Зато, уж не помню где, Гумилев признавался, что для создания своих исторических теорий консультировался с каким-то петербургским раввином. Будьте уверены, говорили на русском. А еврейская мистика, как и мистика всех народов, имеет в основе идею цикличности. Зато древняя мистика не просто далека от научной идеи эволюции, она сплошь и рядом содержит идею деградации. Например, в иудаизме и христианстве мир движется к катастрофе. Только потом идет явление Мессии. У индийцев тоже самое - сперва Золотой век, затем всё хуже и хуже, пока не будет катастрофы вечно ухудшающегося мира. Короче, успокойтесь, читая Гумилева или Шпленгера. Это перепевки старого на новый лад.

Влияние раввина было странным. Для начала Гумилев не посетил холм на месте столицы Хазарии в Астрахани, хотя место известное. Затем Гумилев принципиально ездил по степи в поисках хазарских поселений подальше от источников воды. Поселений, естественно, не нашел. Их нашли без Гумилева именно у воды, вблизи Волги. Гумилев же, ничего не найдя, вернулся в Ленинград и объявил Хазарию утонувшей на дне Каспийского моря. Накрапал целую книгу. Желающие прочитать образчик ненаучной фантастики могут заказать её в библиотеках и, полагаю, в Интернете.

Кстати, дарю мистическую идею всем желающим. Не выпустили ли раскопки хазарских поселений в 70-ые годы наружу дух демагогии 80-ых? Далее можно сочетать тему черных археологов и непрерывный рост мощи духа демагогии в наше время. Чем больше они тайно копают прошлое, тем активнее мы врем в настоящее время. Ух, страшно и увлекательно. Мария Арбатова родилась в Муроме, на самом краю Хазарского каганата. Возможно, там кто-то что-то откопал у себя на огороде. Из кувшина выполз дух феминизма.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment