kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

Невербальное размышление

Из детства запомнился эпизод. Мне было меньше года или год и пара месяцев. Встаю в кровати и думаю, как спуститься. Колени дрожат, качаюсь и думаю на невербальном уровне. В голове ощущение сочетания невербального желания и невербальной мысли. Подхожу к краю и вижу, что слишком далеко падать, смотрю на бок кровати и думаю, как уцепиться руками и сползти вниз, но при этом ощущение неувернности, что руки выдержат силу тяжести. Получились весьма длинные, разумные и невербальные мысли, которые нельзя описать одним предложением. Концовка неприятна, подняли перед носом сетку и отрезали путь вниз.

Позднее стало многое ясно в процессе сочинения стихов и рассказов. Очень сложные конструкции могут быть созданы невербальным методом. Например, сажусь и пишу миниатюру, в голове содержание уже сложилось, а потом оказывается, что можно многое включить в середину, поскольку на вербальном уровне в голове возник конспект, а не рассказ целиком. Рассуждения нейролингвистов о теме и реме или топике и комментарии здесь весьма условны, поскольку не мысль развертывается, а она уже есть. И абсолютно неважно, как она логична на вербальном уровне, поскольку создавалась на невербальном. На невербальном уровне правила грамматики не действуют. Перебивы смысла и логические переходы там свои, а при пересказе возникают свои.

Впрочем, нечто подобное мы находим при гипнотическом общении. Есть общение на невербальном уровне, а есть на вербальном. Женщинам часто сложно понять, почему мужчина не спорит, а умолкает. Умолкает потому, что хочет подумать глубже, чем ему говорит женщина, глубже, чем ему навязывается. Болтливость мешает думать. Более того, в массе случаев, когда вы приходите к выводу или решению на невербальном уровне, вам не хочется его говорить. Главное, что вы сами себе сказали нечто и ощутили это.

Музыка во многом имитирует невербальные эмоции и невербальное мышление. Эта имитация весьма условна, она подобна созданию конструции фразы без обязательного наполнения конструции реальным содержанием. Однако, невербальное мышление не отрицает конструкции, конструкция это прием мышления. Или вы им владеете или нет, или применяете к месту и к фактам, или вращаете конструцию в своем мозгу впустую. Поэтому из музыки каждый выносит своё, как из молчаливого, невербального мышления.

С возрастом человеку болтать легче. Кому-то стало легче излагать полученное путем невербального мышления, кто-то стал думать примитивнее и ближе к разговорной грамматике. Штампуем фразы и не думаем, недаром именно светский разговор очень просто имитируется компьютерными программами. Поэтому не надо думать, будто вы теряете время, когда думаете о чем-то, а словесно выразить результат мышления вам не хочется. Себе-то вы уже всё, что могли и хотели, сказали. И не важно, что вы поняли, но так и не вступили сами с собой в словесный диалог. Потом это всё равно отразится на ваших иных мыслях и поступках.

Весьма интересно, что в зависимости от характера работы вы испытываете усталость от перегрузки мозга невербальным мышлением или дискомфорт от нехватки времени и возможности заняться невербальным мышлением. Например, когда вы что-то конструируете, вы можете устать думать, хотя и слова не сказали, когда вас гоняют в армии или болтаете с дураком или дурой, вы устаете от бездумия. В этом смысле нехватка информации или избыток ложной и тупой информации ведет к схожей усталости от подавления невербального мышления. Кстати, недаром классическую музыку желательно слушать порционно и по настроению. Ведь перед вами развертывают мыслительные конструкции без конкретного содержания. Вы их вынуждены осмысливать и додумывать.

Кстати, за собой замечал, некоторые посты получаются путем долгого невербального мышления и воспоминаний, а некоторые особо обдумывать не надо. Насчет невербального мышления много наворочено благоглупостей, например, мысль изреченная есть ложь. Это когда как. Например, если вам в метро наступили на ногу и вы воскликнули ой, это не ложь изреченная, а очень точная передача ваших мыслей. Зато философия, политика, общение с красотками располагают ко лжи. От вас требуется не точность мысли, а произведение впечатления. И всё это не мешает нам врать самим себе или быть искренними на невербальном уровне. В любом случае без невербального мышления человек существовать не может. У него просто исчезнут мысли или штампы мыслей, которые он излагает вербально.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments