С культурой у Кастро были проблемы. Даже в рамках чистого социализма успехи оказались ниже, чем могли быть. Партизанское прошлое - тяжелое наследие, иные критерии отбора людей, иная логика управления. Кастро долго партизанил, Мао ещё дольше. Чему мы удивляемся?
Но у Кастро были очень четкие понятия свободы. Кому не нравится - может уехать, точнее, уплыть, если приложит усилия. Его репрессии никогда не достигали советского размаха. Для тех, кто не мог плавать, давался шанс раз в десять лет. Как бы случайно желающие уехать захватывали посольство и требовали эмиграции. Как бы случайно Кастро злился и говорил - кому не нравится, идите, сволочи вслед за этими сволочами. Так он отпускал тысяч по двести желающих за раз. В СССР этого в принципе не понимали, тут предпочитали сгноить в тюрьме, но не отпустить.
Сейчас занятно смотреть на лица кубинцев в Майами и в Гаване. В Гаване они заметно чернее. Наверно, такое свойство у марксизма - как не крути, всегда окажется выгоднее чернокожим. Кастро это понимал, просто вида не подавал. В рамках социалистических, марксистских понятий справедливости иначе не получается.
Поэтому я не понимаю наездов на Кастро со сторону либералов. Ведь у них тоже, как не крути, строй всегда оказывается выгоднее чернокожим. Иначе нарушаются их понятия справедливости. Вопрос не в том, хорошо это или плохо, вопрос в том, что иначе не получается. Поэтому я не думаю, что все там ужасно страдали. Нет, там не только работали, там ещё пели, танцевали, много трахались, пили ром. Там знали, что, если кому-то всерьез это надоест, то есть шанс уплыть или залезть в чужое посольство.