kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Почему Рязань пенькой торговала8

Я бы ещё назвал данный пост Русь конная и пешая, но сперва о другом -
http://harmfulgrumpy.livejournal.com/932390.html
Достаточно забавно наблюдать, как наши историки как бы не понимают, почему греки упорно называют славян скифами. Тут замечу, что опыт прямого общения со скифами у них длился аж до 576 года, если говорить юридическим языком. Боспорское царство именно в этом году прекратило своё существование, а населяли его не только греки, а прежде всего смесь изначально говоривших на одном языке племен - савроматы, киммерийцы, скифы. Впрочем, о некотором диалектальном различии их языка сообщали сами греки. Пресловутое Боспорское царство подчинилось тюркам. Но население никуда не исчезло, а потом превратилось в Тьмутараканцев. Я уж не говорю про потомков скифов в Крыму. Они тоже никуда не исчезли по случаю тюркского нашествия, если говорить о Южном береге Крыма.

В принципе и в русских летописях встречаются как бы неосмысленные фразы, например, после монголотатарского нашествия про набеги писали - пришли татары и половцы. Это для нас половцы исчезли, а часть их превратилась сперва в податное население, пасущее скот для новой порции тюрок. Вдобавок, в половцы ещё раньше записывали подчиненное им население на юге России. Это славяне, остатки хазар, кавказцы предгорий и т.д. Всех их тоже использовали для набегов на Русь, равно как и отряды русских князей для набегов на Кавказ и иные места. Если в русских летописях была своя логика, надо было не замечать, что русский человек вне прямой княжеской и епископальной власти прожить может, то в византийский источниках своя логика. Народ, который не говорит на скифском или восточнославянском языке, мог быть приписан к скифам только случайно. Никто не называл скифами авар, печенегов, хазар, разные племена Кавказа и так далее. Более того, скифы были традиционными друзьями греков, весьма спокойно соседили в Крыму с римлянами, оседали в греческих городах за много веков до римлян и в период римского владычества. И вдруг скифами стали называть лютых врагов, которым, судя по описаниям, надо бы рога пририсовать. Вдобавок религиозная ненависть, а религиозной ненависти к скифам не было ещё у языческих греков, а потом не было, поскольку в Боспорском царстве и в иных местах Крыма христиане чувствовали себя вполне спокойно. Кто-то из скифов принял христианство, кто-то остался при своей вере.

Понятно, что объяснение могло быть одно - общность языка и кой-каких обычаев. А это означает, что разница определялась прежде всего малозначащими для современных понятий элементами жизни. Юг требовал одних форм хозяйствования, север - иных. Политическое подчинение разным центрам диктовало разное отношение к жизни, впрочем, мы это видим по Украине и России и Белоруссии. Из Белоруссии жизнь смотрится немножко иначе, чем с Украины или России, а из Прибалтике взгляд на мир тоже иной. Что касается ментальных различий, которые, безусловно, существовали между вендами и полянами, то тут из Константинополя разобраться сложно. Если они и понимали иную взаимосвязь, то есть ненависть, вызванную геноцидом Карла Великого, за спиной которого стояла католическая церковь, то, поскольку раскола ещё не было, сама идея взаимосвязи была им, как христианам, глубоко неприятна, и подлежала отрицанию. Кстати, потом, когда византийцы испытали на себе все радости католической, христианской любви во время штурма и грабежа Константинополя, им уже было не до воспоминаний.

Однако, между скифами и славянами лесной полосы лежала пропасть в виде стиля жизни, вызванная природными условиями. Пропасть не национальная, поэтому целый ряд славянских племен успешно сосуществовал одновременно в лесной, лесостепной и степной областях. Но хозяйственная пропасть была. Аллах угораздил родиться меня в это неблагодарное время, когда никто не желает толком понять очень важные вещи. Когда я писал, что переход от двухполья к трехполью вызван прежде всего не сведением леса и уходом от подсеки, а распространением и степенью доступности для крестьянина косы, я дал ключ к пониманию очень многих вещей. К сожалению, не то что жижист Свиноу и прочие антинорманисты-любители не поняли, даже профессиональные историки не поняли и, конечно, спасибо не сказали. Точно также вот здесь - https://www.proza.ru/2009/03/10/642 Это март 2009 года. Семь лет назад я дал ключ к пониманию становления современной европейской цивилизации, что, кстати, важнее, чем участие в политспорах, но косность современных профессиональных ученых и любителей не позволила им ничего понять.

А теперь поговорим о лошади. Использование лошади для пахоты возникло не сразу и не во всех районах. Лошади прежде всего использовались в боевом деле - колесницы, езда верхом и для перевозок груза. Арба как и соха это универсальное приспособление. Пахать можно с помощью людской силы, впряг жену, если устала, впрягай тёщу. Можно на быках и коровах. Кстати, в Японии знатные дамы ездили на коровах, как при пахоте, когда жена ведет быка или корову, а муж идет за сохой и пашет, слуга вел корову. Дама в это время сидела верхом и оглядывала окрестности. Вот и арбу мог тянуть человек, мог бык, ослик или лошадь. То есть, сам факт запашки земли ещё не говорит о применении лошади. В степной зоне лошадь кормить не надо. В лесной многое зависит от глубины снежного покрова. В Якутии лошади на вольном выпасе. В России это невозможно из-за глубины снежного покрова. Наши историки понимают это на словах, а не на деле. Если бы понимали, не говорили бы о загадке Батыя, который прекратил идти на Новгород до наступления распутицы. Время было весеннее, стал образовываться наст, лошади стали ранить себе ноги при выпасе. В таких условиях не до осады - лошади подохнут, надо было тихо идти назад, грабить деревни, где ещё были остатки зерна и соломы. Когда добрели до Козельска, зеленая травка позволила осадить город и не волноваться, что лошади передохнут от бескормицы. Я об этом писал. Но такие мелочи нашу историческую науку не волнуют.

Для понимания решим маленькую загадку Смоленска, где жители сперва запахивали землю прямо около избы. Говорит это об отсутствии скотного двора. Давайте я вас сперва ошарашу - для появление интереса к скотному двору нужна лошадь. У кочевников недаром существует обычай делить лошадей на избранных и общее стадо. Выбирается жеребенок, воспитывается отдельно, например, мальчик лет восьми-десяти под надзором взрослых ухаживает за ним, потом воспитывает, получается личный, преданный конь или кобыла. Это очень важно для многих сложных ситуаций - чтоб в бою не подвел, чтоб не дал себя украсть, чтобы понимал всадника. Для крестьянского хозяйства тоже очень важны дрессировка и взаимопонимание. Недаром существует выражение - старый конь борозды не испортит. Кстати, собаки тоже понятливы, умные собаки по грядкам не бегают, грядки не роют. Естественно, для своих, особых лошадей место было поближе к хозяину у юрты или в конюшне при доме. А коров можно держать в общем стаде. Пасли коров пастухи, то есть отдельные представители общины. Им за это от общины полагалось вознаграждение. Это не исключало частную собственность на коров. Вон, масаи пасут коров в общем стаде, но каждый берет молоко от своей. Но, тут вполне возможно сочетание частного и общественного - компенсировать владельцу недосмотр пастуха, если корову съели волки, за счет молока от иных коров, выплату дани князю, если выбор пал на чью-то корову. Да и мясо при забое делилось, чтобы мясо было свежее. Дадут вам максимум десятую часть мяса от забоя вашей коровы, чтобы через месяц выдать ещё десятую при забое чужой коровы, потом ещё и т.д. То есть, коровы вполне могли быть частно-общественные или просто общественные. А теперь, милые историки, вспомним общину. Да, были переделы земли, но пахали индивидуально свои участки, а пастбища были общие, сено норовили косить коллективом даже после дележки покосов на участки. Определенные традиции взрастают при определенном типе хозяйствования. В лесной зоне при дефиците или отсутствие кос прокормить одновременно коров и лошадей было сложнее, поэтому в лесостепной зоне и в степной лошадей широко использовали, а в лесной распространение лошадей шло медленнее. Да и внутриобщинные отношения становились иными, поскольку в степной зоне и кочевники, и земледельцы стремились иметь личного коня при доме или коней, ведь ездить приятно всем, включая женщин и детей.

Кстати, мои милые историки, не накрыть ли вам мне поляну за то, что я думаю за вас? Ну, хотя бы мысленно, неужели вам от моего предложения не захотелось думать и решить проблему полюдья? Вижу ваши тупые глазки, поэтому расшифрую. Полюдье это прежде всего не сбор налогов, а ритуальное угощение, подчеркивающее независимость и благодарность принимающей стороны. Писатель Ерофеев написал свой романчик Москва-Петушки, но ни гроша не заработал. Тогда он придумал - поклонники за деньги имеют право с ним отужинать. Естественно, выпивка и еда тоже за их счет. Полюдье это изначально выражение благодарности племени или племен дружине воинов за работу по защите интересов населения. Остановили набег авар или хазар, отомстили за набеги - прошу к столу, далее подарки от благодарной общественности, пляски и речи. Продолжить? Тут мы приходим к дружине как надплеменному объединению, а далее смотрим на новгородские традиции приглашения князя. Естественно, у князя сплошь и рядом служили сами новгородцы, а не только приезжие. Пресловутого князя Игоря убили не за то, что он увеличил налоги, а за попытку перепутать общественную благодарность с налогами. По второму разу он недаром пошел с малой дружиной - дружина могла сократиться просто за счет того, что часть воинов сочла второй поход нарушением традиций и решила в нем не участвовать. Поэтому не надо жестко делить войско Игоря на личную дружину и народное ополчение. Отказаться от второго похода могли вполне профессиональные воины.

Здесь я пока закончу. К вопросу пеньки я ещё вернусь. Пока же я написал достаточно для понимания некоторых механизмов развития русской общины и становления государственности. Но уверен, что наши историки это не поймут, не оценят, а, если поймут, попросту уворуют.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments