kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Почему Рязань пенькой торговала 8б

Теперь о тривиальностях. Можно назвать "казак землю не пашет"
По разным причинам в Европе можно выделить три зоны проживания. Франция это место, где аборигены легко могли себя подкормить каштанами. Это не отменяет прочие приятности - море с рыбой, долгий сезон вегитации для выращивания овощей и зерновых, тепло. Но каштаны тем и хороши, что как часть питания позволяют прокормить много людей. Территория вдоль Балтийского побережья ещё богаче рыбой. Степи и лесостепи от Венгрии на восток хороши иным - не надо много удобрений, почва будет долго рожать без них. Скот легко прокормить зимой без заготовок сена. Это без учета зоны Средиземноморья с особыми, благоприятными условиями. Ещё Европу времен античности можно условно разделить на малолошадную, зону активного разведения лошадей и почти безлошадную. Лошади хорошо разводятся в степях. Их можно отлично разводить в Средиземноморье, но густое население мешает. Плохи дела в лесных районах Европы, где население приспособилось почти без лошадей обходиться, хотя дикие, лесные лошади-тарпаны существуют.

Фраза "казак земли не пашет" напрямую связана с набегами тюрок. Кочевникам нужно зерно и рабы. Земледелец зависим от поля. Во время пахоты и уборки урожая он беззащитен. Недаром набеги крымских татар часто проводились в августе - народ в поле, можно хватать поодиночке. Казак землю не пашет это мобилизационная готовность. Но есть ещё момент. Лошади обычного крестьянина для всадника не подходят. Лошадей до пяти лет надо беречь от нагрузок. А крестьянину нужна работа по принципу здесь и сейчас. Начнет запрягать с трех лет, костяк лошади ослабеет. Потом для пахоты сойдет, телегу потянет, а всадника долго не выдержит. Потом, счастье не в лошадях, а в их количестве. На войне лошади часто гибнут, ремонт кавалерии это дополнительные лошади. Их где-то надо разводить или покупать. Недаром во многих случаях всадники, например, Могольской империи трусили из-за страха потерять лошадь. Новую не купишь, а пехотинцу мало платят. Для создания конницы нужны районы с хорошими пастбищами. На это накладывался иной момент, например, наличие зимой снега мешает кормить лошадей, но тебеневка, то есть пастьба на снегу важна для овец, они идут следом и едят то, что кони не доели. Баранина вкуснее конины, поэтому в южных регионах соотношение овец и лошадей больше в сторону овец.

Далее мы имеем иную проблему не в стиле, кто сильнее - всадник или пехотинец, а, как минимум, кто сильнее, всадник или пять пехотинцев? Это уже вопрос государственной организации, в военных походах лошадей надо подкармливать или избегать военных действий, когда невозможно подкормить лошадей. Военная машина Рима держалась на пехоте. Замена пехоты на конницу привела бы к резкому сокращению армии. Германские и славянские племена из зоны лесов тоже не стремились к созданию мощной кавалерии. Ставку на кавалерию делали племена с иными возможностями. Скифы и савроматы могли позволить себе держать много лошадей. Часто и земледельцы могли позволить себе держать лошадей для войны. Пастбищ много, сено особо не надо заготавливать.

Для казаков лошадь всегда была важна. Это для историков они прежде всего преуспели в набегах на больших лодках. А непрерывная борьба со степью требовала умения ездить верхом. Другое дело, что умение биться в пешем строю не только позволяло делать набеги на лодках. Достаточно было скрыться в небольшом лесу, чтобы кочевники побоялись преследовать. В лесу тяжело воевать верхом - ветки мешают, вдобавок, надо сближаться и вовремя маневрировать, а тут стволы деревьев и бурелом. Беззащитных крестьян вылавливать из леса кочевники умели, а против вооруженных казаков проигрывали. Но это никогда не отменяло потребности в лошадях и в умении биться верхом.

Основным оружием казаков была пика, а построение лавой, то есть плотной шеренгой. Это сарматская или савроматская традиция. Она сильно отличается от скифской или гуннской традиции ведения боя, когда главным оружием всадника был лук со стрелами. Обе традиции имели свои преимущества, но гуннская позволяла реализовать преимущество в количестве лошадей в расчете на всадника. Сарматская традиция позволяла сделать упор на качество экипировки всадника, то есть наличие доспехов, позволяющих навязать ближний бой противнику. Но, пока тюрки своим геноцидом в первую очередь земледельцев и ремесленников в Сибири не вызвали начало Великого переселения народов, в Европе властвовали пехотинцы. У римлян, кельтов, германцев, балтийских славян не было причин создавать рыцарскую конницу, что по последствиям означало переход от рабовладения к феодализму. Римляне даже не задумывались, о чем свидетельствовали поражения от иранских всадников, начавшиеся ещё с поражения Красса. Сарматы и савроматы пасли скот, иногда устраивали небольшие войны, но тоже не понимали, почему им придется крушить Римскую империю,а уцелевшим на родине исповедовать принцип "казак землю не пашет".

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments