kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Как я никогда не писал, не пишу и писать не собираюсь

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/28475.html
виа http://harmfulgrumpy.livejournal.com/945198.html
История застает славян в Европе, в числе других индоевропейских племен, которые на рубеже V-IV тысячелетий до н. э. заселили эти древние земли, хранящие в своих недрах человеческие останки и предметы быта многих эпох и культур.

Первоначально индоевропейцы теснились на европейских окраинах в Испании, на Балканах и в степях между Волгой и Доном. Жили оседло, мотыжили землю, разводили скот, охотились... Все изменилось, когда в конце IV- начале III тысячелетия до н.э. они изобрели колесо. С этого времени их взоры обратились на север,
туда, где за голубой каймой бескрайних лесов лежали неизведанные земли. Возможно, именно тогда стали складываться легенды о стране «блаженных гипербореев», в которой жизнь протекает счастливо и привольно...

Если мы возьмем данные лингвистики, то о славянах на рубеже 5-4 тысячелетий до н.э. говорить трудно, поскольку тогда разделение диалектов на немецкие и славянские ещё не произошло. Насчет индоевропейских окраин тоже говорить сложно, к индоевропейским языкам относятся французский, немецкий, английский, итальянский, греческий и масса иных. Италия, Германия, Балканы, южные степи России, Франция, Испания - всё это очень плохо укладывается в понятие "задворки". Если брать трипольцев, то они не только мотыгами обрабатывали землю, но и сохой. Это позволяло увеличивать запашку, например, в августе-сентябре обработать землю мотыгами, затем пройтись сохой осенью и посеять озимые или весной посеять яровые. Схожую технику имели цивилизации Египта и Двуречья, Инда и более южных земель.

Изобретение колеса, конечно, было важно. Но ещё важнее приручение лошади. Боевые колесницы и арба для перевозки грузов повысили военные возможности и возможности перемещений. Только не надо ля-ля про неизведанные земли на севере. Индоевропейцы отправились туда, где тепло и урожаев несколько. Мы знаем, что индоевропейцы заселили Индию, Иран, Малую Азию. Вспомним вторжение туда хеттов. Кстати, к индоевропейским языкам относится даже армянский язык, как и ряд других языков Ближнего Востока.


Отправиться на поиски новых мест обитания было в ту эпоху делом далеко не обыденным. Это означало не только подвергнуться всевозможным лишениям в пути и подставить свою грудь под копья и стрелы разъяренных вторжением туземцев. Чужая земля таила в себе гораздо большую опасность. В ней гнездились враждебные духи и боги, грозившие погубить любого пришельца, который осмелился бы переступить границу своей общины, охраняемую духами предков-покровителей. Изгнать или умилостивить иноплеменные божества было неизмеримо труднее, чем одолеть сопротивление чужаков. Сознание людей, которые в ту эпоху отваживались сняться с насиженных мест, можно без преувеличения назвать героическим они бросали вызов земле и небу, людям и богам.

В основном покидали родные края в силу войн, надо было искать спасения в новых местах. Другая причина - освободившиеся земли в результате эпидемий или чужих междуусобиц. Можно ещё представить себе порыв на юг как попытку переселиться в благоприятные места, но на север всегда шли не от хорошей жизни. Про борьбу с духами не говорю. С богами и духами традиция требовала дружить. Русские туристы и по сей день привязывают тряпочки к деревьям и с любопытством посещают буддийские храмы - это инстинктивная дань уважения к земле и местным верованиям. Все языческие племена вполне терпимо относились к иным верованиям. Нечто похожее по сей день сохранилось в Индии и Китае.

Первыми в речные долины Рейна, Эльбы, Одера, Вислы, Днестра и Буга устремились земледельцы с равнин среднего и нижнего Дуная. Эта волна индоевропейского переселения и выбросила славян на центральноевропейские земли.
Доиндоевропейским, аборигенным населением Центральной Европы были племена охотников и рыболовов; об их этнической принадлежности нам ничего не известно. Они жили здесь по крайней мере со времен позднего палеолита, постепенно продвигаясь на север и северо-восток буквально по следам отступавшего ледника. Антропологи говорят, что славяне не унаследовали никаких расовых черт от своих предшественников. Войны в те времена обыкновенно заканчивались поголовным истреблением побежденных, и скорее всего индоевропейцы просто уничтожили туземцев.

Естественно, разные племена передвигались, но в указанное время в указанных речных долинах жили индоевропейцы. И движение их было разное, например, трипольцев носитили культуры каменных топоров погнали аккуратно в прямо противоположном направлении - пришли из долины Рейна в районы Днестра и Буга, погнали трипольцев в равнины среднего и нижнего Дуная. Я бы в принципе был бы поаккуратнее с направлениями - движение притока и оттока племен чередовались. Были волны с Рейна на Днестр, были обратные перемещения. Про славян писал - не выделились они ещё из общей массы племен, если мы говорим о втором тысячелетии до нашей эры. И полегче с антропологами, особенно, с идеей, что славяне или немцы не унаследовали никаких расовых черт от предшественников. Нет у нас никаких доказательств полного уничтожения, как в Библии, побежденных, да и с библейскими подвигами надо поосторожнее. То уничтожат какой-то народ подчистую, то через лет сто-двести снова с ним воюют. С точки зрения антропологии племена того времени не имели тех ярко выраженных расовых черт, которыми ныне оперируют, да и население Европы во многих местах было схожим.


Оседая на приглянувшихся землях, пришельцы вновь превращались в земледельцев. Если принять во внимание непроходимость лесных чащоб и плотность травяного покрова тогдашних европейских земель, то можно представить, ценой какого неимоверного труда переселенцы обживали новые места. Колонизация сопровождалась неизбежным экономическим и техническим упадком, поэтому медь и бронза пришли в Центральную Европу с некоторым опозданием.

В эту эпоху уже различимы первые этнические и культурные контакты славян со своими соседями. В Судетах, на западных склонах Карпат и на Эльбе бывшие дунайские земледельцы смешивались с другими индоевропейскими племенами, шедшими им навстречу с запада. Это были выходцы из Испании, где в то время процветало меднорудное производство. Как предполагается, они дали жизнь кельтскому этносу, но не исключено, что их восточная группировка в районе среднего Подунавья была ассимилирована славянами. Племена испанских металлургов снабжали медными изделиями половину Европы и некоторые острова Средиземноморья. Однако культурное первенство принадлежало не им.


Лесные трущобы это понятно, травяной покров - непонятно. Для владельцев скота, а жители Европы уже давно скот разводили, густой травяной покров это благо. Мысль, что колонизация обязательно сопровождалась упадком, иррациональна. Как мы видим по более поздней истории обильные земельные ресурсы способствовали хозяйственному подъему в России и Америке. А насчет медных изделий известно, что они производились на Балканах, а не только в Испании, причем на Балканах освоили медь раньше. Но там, где медных месторождений было меньше или их ещё не разведали, медных орудий тоже находят меньше.

На протяжении довольно долгого исторического периода скотоводческие народы решительно преобладали в экономическом и культурном отношениях над племенами, жившими примитивным земледелием. Известный английский историк А. Тойнби (1889-1975) объяснял это превосходство тем, что приручение животного требует больших интеллектуальных усилий, чем выращивание злака. Индоевропейцы-скотоводы, жившие в степях между Волгой и Днепром, раньше других европейцев восприняли достижения бронзовой культуры Северного Кавказа и Передней Азии. Помимо развитого скотоводства этим племенам было хорошо знакомо земледелие. Племенные союзы степняков возглавлялись вождями, скопившими в своих руках значительные богатства. Об игольном ушке на пороге Царства Небесного они еще не знали, поэтому забирали с собой в могилу свои сокровища и своих невольниц. Основным вооружением степных воинов были молоткообразные топоры прообраз булав и палиц, страшное оружие в руках всадника.

Это уже сказочки от англичан. Индоевропейцы-скотоводы добывали массу меди в районе Урала и в необходимости учиться у неких бронзовых культур Кавказа и Передней Азии не испытывали. Скорее, наоборот, датировки на Урале заставляют думать, что там научились плавить медь раньше. У нас нет никаких доказательств, что индоевропейцы брезговали земледелием. Совсем нелепо думать, что животноводство требует большого интеллекта. Интеллект казахов явно не выше интеллекта китайцев. Топор как оружие использовался потому, что им также можно было колоть дрова, а без тепла и горячей пищи прожить сложно. Воюем не каждый день и не каждый год, а кушать хочется регулярно. Самым распространенным оружием пехотинцев и всадников всегда были копьё и лук и стрелы. Топоры, булавы и палицы использовали в ближнем боя, когда давка уже не давала возможность использовать копья.


Не поиск новых пастбищ заставил эти племена покинуть южные степи. Сплошной лесной массив простирался тогда от берегов Балтики до Черного моря, окаймляя все его северо-западное побережье, от Крыма, до Босфора. Конечно, эти земли не могли быть привлекательными для степных скотоводов. Но войны в те времена вели не люди, не племена, а их божества, которые жаждали могущества и власти над чужими богами. Гул сражений на земле был отзвуком битв на небесах; в своих кровожадных племенных богах общество обожествляло собственные разрушительные страсти и воинственные порывы.

Полная хрень. Часть побежденных была вынуждена бежать на север и смешивалась с местными племенами.

На исходе III тысячелетия до н. э. индоевропейские земледельцы Центральной и Восточной Европы подверглись первому в своей истории нашествию степных орд. Их пешие ополчения не смогли противостоять победоносному натиску степной конницы. Виртуозно орудуя в бою своими молоткообразными топорами, всадники-завоеватели обрушивали на головы противостоящих им пеших воинов удары сокрушительной силы. Превосходство в вооружении делало степняков непобедимыми. Сметая с лица земли поселения оседлых племен, их орды проникли далеко вглубь Центральной Европы вплоть до Северо-Восточной Прибалтики и Словении. Другое направление продвижения степных племен пролегало в сторону Волго-Окского междуречья, куда они принесли неизвестное местному населению скотоводство, высокие формы металлургии и гончарного ремесла. Но оседая в европейских лесных массивах, степные цивилизаторы постепенно дичали и в конце концов разделили судьбу позднейших кочевых орд, постепенно растворившись в местном населении. Их прямыми потомками стали балты*.

Ой-ой-ой, напомню маленькую истину. Санкскрит ближе всего к русскому и литовскому языкам. Но считать литовцев одичавшим вариантом населения Белоруссии нет никаких оснований. Пресловутое одичание выражалось прежде всего в ином удельном весе рыболовства в степях и в лесах. На севере больше рек, на юге много степей для выпаса скота и земли лучше для земледелия. Позднее, когда славяне мигрировали из зон степей на север, они оставались славянами, то есть не "дичали" до превращения в балтов, однако, и у них возникал иной тип хозяйства - больше ели рыбы, меньше разводили скота.

* Балты «кабинетный» термин XIX в., введенный в историческую науку для обозначения этнического сообщества некоторых племен Восточной Европы, пруссов, куршей, жемайтов, ятвягов, земгалов, латгалов, голяди. Западные балты (жемайты, земгалы, курши, латгалы) признаются предками современных латышей и литовцев.

Нашествие не прошло для славян бесследно. Напротив, именно они оказались в наиболее тесном соседстве с пришельцами и скоро наладили с ними взаимообогащающие связи. От той эпохи в славянских и балтских языках осталось около полутора тысяч родственных слов.

Какие могут быть у славян с балтами взаимообогащающие связи, если нас до этого уверяли, что славяне вырезали всех подряд? Из текста следует, что часть славян вырезала всех лесных обитателей, затем так одичала в лесах, что стала балтами, выродилась, так сказать, в литовцев и латышей. Естественно, ни слова про угрофиннов, которые в ряде мест жили намного южнее прибалтов, например, мордва, но никто не говорит, что мордва это выродившиеся русские, а русские это выродившаяся мордва. Более того, до трети крови у балтов это угрофинны. Колоссальные примеси крови славян и, конечно, немцев у эстонцев. Вместо одичания мы видим постепенное освоение болотных руд и развитие металлургии. Традиция сеять рожь пршла с запада, на юге в степях больше выращивали пшеницу, у неё выше урожайность. Я уж не говорю про то, что санскрит, славянские языки и литовский с латышским возникли в силу естественного разделения языков.

Мне очень не нравится, когда меня смешивают с подобными придурками. Вместо четкой хронологии вольное оперирование тысячелетиями, вместо естественных причин миграций некие выдумки о легендах и гипербореях, идиотская выдумка про войны с духами и Богами, совершенно вольное трактование маршрутов миграций. И тут меня сознательно смешали с Цветковым
http://harmfulgrumpy.livejournal.com/945198.html , чтобы я добавил авторитетности подобной хрене. Мне нафиг не нужна подобная клоунада, пусть даже клоунов у нас активно публикуют и платят им деньги за то, что они нам мозги компостируют.

А вот вам ещё посмеяться. О квенах. Википедия в своем репертуаре. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8B

Первые финские поселенцы осели на севере Норвегии ещё в ХVI столетии. В XVII веке 1,5 тысячи финнов проникли в Норвегию для разработки лесных массивов в долине реки Гломмы. Постепенно они смешались с местным населением. Следующая, более крупная волна финских эмигрантов появилась в Финнмарке и Тромсе в XVIII—XIX веках. Здесь они смешались с норвежцами и саамами, дав начало норвежским квенам.

Язык квенов мало отличается от финского. Большинство из них занято в сельском хозяйстве и рыболовстве. Значительную городскую прослойку квены составляют только в городе Вадсё (фюльке Финнмарк). В настоящее время число квенов постоянно сокращается из-за сильной ассимиляции норвежцами.

Итак, квены, которые по языку толком не отличаются от финнов, впервые появились на севере Норвегии в 16 веке. Но -

Происхождение термина «квен» достоверно не установлено. Первые упоминания термина относятся к IX—XIII веках и содержатся в староанглийских и исландских источниках:


Однако, если посмотреть на карту и найти Холугаланд и вспомнить иные упоминания, квены жили на севере Норвегии задолго до того, то есть север Норвегии был финнским. Наверняка, вся Скандинавия была финнской до вторжения туда германских племен. Но об этом предпочитают не вспоминать. Более того, нынешняя граница разграничений зон рыбной ловли между поморами и норвежцами раньше была зоной разграничений рыбной ловли между поморами и финнами. Норвежцы разгромили финнов и получили потом от новгородцев. Это и закрепило границу. Затем явно были военные действия, между поморами и норвежцами. Отголоском этих побед над норвежцами являются два события - первое путешествие архангельскогородцев в Англию в конце 15 века и посольство из Руси Ивана Третьего в Стокгольм, которое прошло берегом Мурманским и дальше по речкам и волоку прошло от самых северных границ Норвегии в Ботнический залив. Видимо, тогда норвежцы очень боялись тронуть русских. Вот в это время, квены, то есть финны, вновь появляются на землях предков. У них конфликтов с поморами не было. Но это не значит, что в промежутке квены совсем не жили на севере Норвегии. Однако, их теперь объявили как бы пришельцами, а пришлых норвежцев коренными. Я не отрицаю права норвежцев считать себя коренными жителями своей страны, но и права квенов на родину тоже стоит уважать. Мы же не калечим историю, чтобы назвать коми или вепсами пришельцами из-за бугра в 16-ом веке.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments