kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

О квенах, лопарях и русских

В предыдущем посту я уже немного написал про финнское население Норвегии. На севере также жили оленеводы лопари, это русское слово происходит от финнского лаппалайнен, то есть дикари. Первые упоминания про лопарей, именуемых также саами, относится к 1555 году. Это в описании народов севера Олафа Магнуса. Но само слово раньше успешно применялось к народам севера, которыми были финноугры. Они тоже были для норвежцев дикарями.

Лопари пришли откуда-то с Ямала. Полуевропеоиды, полумонголоиды, язык относится к уральской группе угрофиннских языков. То есть, это показатель того, что нынешние ненцы, ханты-манси и прочие получились в результате постоянного бегства в Сибирь от тюрков разных монголоидных племен. Раньше же, когда в Западной Сибири на юге жило белое население, к северу тоже жило белое население. Лопари вытеснили из тундры большую часть оленеводов коми, небольшое количество этих оленеводов сохранилось в лесотундре и тундре, поближе к оседлым коми, а большая часть или была убита, или просто бежала на юг к коми и русским поморам, сменила образ жизни. Страх перед ненцами погнал лопарей через Кольский пролив, который замерзает зимой и вполне проходим по льду. 60 км - не очень большой путь. Но из них стали лепить образ коренного населения Скандинавии и Кольского полуострова, хотя они появились здесь весьма поздно.

Не надо думать, что до упоминания Магнуса прошли века. А в северных районах, как я уже сказал, до лопарей жили свои дикари, то есть неподвластные Новгороду, Стокгольму и прочим центрам власти люди. Вот их-то и выгнали лопари с их мест обитания. Я не готов утверждать, что бегство квенов обратно в Норвегию в 16 веке связано именно с лопарями. Но столкновения были, и были столкновения с русскими, которые здорово утихомирили притязания лопарей на исключительные права на захваченные ими земли. Во всяком случае, лопарей приучили не нападать на стоянки рыбаков и кочевать мирно. Ненцев тоже приучили вести себя мирно. Во всяком случае, им не только расхотелось перекочевать на Кольский, им даже не захотелось слишком блико лезть к реке Мезень, которую заняли поморы, но и на Канин полуостров, где тоже поморы у берегов ловили рыбу. Так что, крупную часть земель ненцам искусственно прирезали большевички.

Я уже писал, что проблема признания коми оленеводов с научной точки зрения тесно связано с проблемой возникновения оленеводства. Пресловутые угрофинны только у современных впаривателей вызывают рисовать сказочки про одичалость, постигающую славян от смешения с ними, о некой тяге к загадочной Гиперборее и т.д. Контакты между степной и лесной частями Урала, Сибири и Центральной России существовали и вызывали распространение разных навыков. Например, если мы находим в степях вокруг Аркаима поселения, занимавшиеся плавкой меди, то медь позднее также плавили угрофинны на Среднем Урале. Приручение лошади вызвало попытки приручения лосей. Дело вполне возможное, но трудоемкое. Проку намного меньше. Логично предположить, что эта подражательность потом привела к приручению оленей в лесотундре. Олени оказались более удобными для разведения. Занятие весьма полезное, поскольку позволяло легче кочевать от речки к речке и охотиться. Северная природа быстрее истощается от ловли рыбы и охоты - меньше прирост растительности и, соответственно, меньше корма для диких животных и скота.

Но у нас уже заранее приписали освоение оленеводства и приручение оленей чукчам и прочим племенам тундры Дальнего Востока. Всё бы ничего, но непонятно, почему часть чукчей освоила оленеводства, а эскимосы, то есть на Аляске это фактически те же чукчи не смогли. Переправить оленей на лодках или на собачьих упряжках на Аляску отнюдь не так сложно, как кажется. Вон, поморы из районов Архангельска умудрились на лодках завезти в Мангазею и восточнее её овец, свиней, коров и даже лошадей. Видимо, до того момента, как жившие на обоих берегах Беренгова пролива чукчи рассорились и стали друг на друга нападать, у них не было оленей. Но, если мы возьмем идею подражательности, то мы вспомним уральские рисунки на камнях с ручными лосями, на которых ездили верхом. Получится промежуточная зона между коневодством и оленеводством, чего на Дальнем Востоке нет. Хотя скал с рисунками там тоже хватает.

Понятно, что желание приписать чужое кой-каким народам - часть нашей истории. Например, золотые вещи скифов и сарматов четко указывают на изобретение ими примитивных стремян и седел в 7-6 вв до н.э. Китайские глиняные статуэтки указывают на знакомство китайцев со стременами и седлами ещё в 4 в. н.э. Однако, советская "наука" в 30-ые бросилась бодро утверждать, что седла изобрели арабы в 11 веке. Хотя тут дельце понятное. Арабские мореплаватели в это время плавали в Китай, арабские войска воевали до этого с хазарами. Было, где заимствовать.

C такой же энергией клоун Цветков решил принизить значение степной зоны России в развитии металлургии и стал (см. мой предыдущий пост) вещать о неком испанском центре бронзы, который снабжал всю Европу. Мало того, что Балканский центр забыл, так ещё забыл, точнее, не знает, что в степной зоне производили мышьяковые бронзы, а не в смеси с оловом. Причем, эти бронзы доминировали потом здесь всю древнюю истории, да и выплавлять их начали раньше, чем бронзу из смеси меди и олова.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments