kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Железные дороги России после отмены водочной монополии

http://harmfulgrumpy.livejournal.com/968678.html


Итак, в 1862 году монополисты от торговли водкой предлагали построить 2 800 км железных дорог за свой счет за 11 лет. На тот момент в стране было 1 800 км жел.дорог, доставшихся от Николая Первого плюс началось строительство новых. За сей дар моноплисты жаждали получить железные дороги в собственность на 50 лет. По умолчанию предполагалось, что больше железных дорог России строить не обязательно, хотя даже в маленькой Франции уже тогда было порядка 8 000 км дорог и строительство продолжалось. Возмущенный Александр Второй предал гласности имена столь грабительского проекта, а водочную монополию, как я уже указал в предыдущем посте, отменил в 1863 году. Каждый получил право производить водку и вино, а контролю подлежала торговля - требовалось лицензирование, трактиры подлежали налогообложению и т.д.

Казалось бы, казна потеряла 46% доходов, но потери откупщиков, а они были побольше всего госбюджета, оживили экономику. Через десять лет в стране уже было построено и эксплуатировалось 19 074 км желдорог. Более того, они приносили прибыль и стимулировали экономику. Эта прибыль превосходила доходы государства от водочной монополии в эпоху Николая Первого.

И вот тут мне хотелось бы разобрать весьма модную идею, которой большевички и перестройщики руководствуются с 1917 года по наши дни. Её озвучил директор сгоревшего ИНИОН академик (!) Пивоваров - мы можем построить любое общество с любыми отношениями, невзирая на уровень развития производительных сил. Если нарушить соответствие между производительными силами и производственными отношениями, например, относиться к рабочим и инженерам как к рабам во времена Хамурапи или Навуходоносора, то, на первый взгляд, всё будет хорошо, а мелкие проблемы, например, отставание российского космоса от китайского (исхитрились на удивление китайцам) всегда можно списать на отдельные недочеты. Такой волюнтаризм трудно измерить падением роста производства, углублением кризиса или степенью вымирания населения. Такой волюнтаризм приводит в первую очередь к малозаметным для самого общества явлениям - оглуплению коллективному и индивидуальному поведения управленцев. Борьба за сохранение откупной системы в торговле водкой привела не только к отсталости, но и откровенному маразму - пороть за отказ пить водку, если не поможет, стрелять и ссылать в Сибирь, заставы на дорогах, военизированные формирования в подчинении у торговцев водкой и т.д.

Откровения Пивоварова насчет общественного развития откровенно глупы. А разве можно назвать умным решение сделать его академиком? Это и есть признак несоответствия развития производительных сил и производственных отношений. Вроде, внешне умные ученые, а такого пустобреха в академики выбрали. Явно не те производственные отношения. Когда мы говорим о падении ракет, бегстве ученых и техников из-за низкой зарплаты, воровстве, плохом качестве комплектующих, мы снова должны признать, что производственные отношения явно не те. Мне не нужно читать Маркса, чтобы заметить, что ремонт станции метро возле моего дома это позор для нормальных, производственных отношений - ремонт затянули, больше полутора года простоев, недоделали, вводят снова в полную эксплуатацию с киосками по сути по временной схеме. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments