kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Как раньше плавали

http://harmfulgrumpy.livejournal.com/970965.html
Есть такой принцип - никогда не идите вслед за оппонентом даже, если он вас задел. Пропустите нечто важное. Викинги не могли бороздить просторы русских рек в силу разницы условий плавания. Нельзя по мелкой речке идти на крупной ладье. Сплавляться и идти вверх это принципиально разные вещи. Волок - совсем иные требования. Если поморы пересекали на байдарах Ямал, то это были специально построеные для такого плавания байдары, да и условия были не как в центральной России - в России мелкие речки завалены упавшими деревьями, в тундре деревьев нет. В России будешь продираться сквозь лес, чтобы нести груз и уменьшить осадку судна, которое тянешь вверх. В тундре пойдешь вдоль реки без такого надрыва. И то поморы ходили караванами в пять-шесть байдар минимум, чтобы по очереди тянуть суда по речке вверх и тащить через волок. Естественно, на таких байдарах поморы на Шпицберген не ходили, равно как не ходили вдоль Ямала и далее в устье Енисея. У поморов было очень много разных судов - для удобных волоков, для неудобных волоков, для плавания в открытом океане и перевозки грузов только по морю, для ловли трески у Мурманского побережья, для сбора пойманной рыбы у отдельных бригад рыбаков и транспортировки в Архангельск и т.д.

Понятно, что для плавания по Ростовскому озеру и далее по довольно крупной речке в Волгу могли построить хорошее судно с килем, пригодное для плавания по Каспию, только это судно было непригодно для плавания по Балтике, поскольку его слишком сложно было протащить от Волги до Вышнего Волочка. Нет, теоретически можно взять прогулочную лодку из московского пруда в ЦПКИО или на ВДНХ, пройти на ней в тихую погоду от Стокгольма до Аландских островов (60 км, за сутки осилите), затет от острова к острову, вдоль бережка до Невы, далее до Новгорода с обносом Волховских порогов, потом, матюгаясь, протащить до Вышнего Волочка и далее до Азербайджана, можно и до Риги доплыть, затем дотащить до волока на Смоленск, далее по Каспле, Днепру, а в тихую погоду вдоль берега до Стамбула доплывете. Это теория, а практика говорит, что таким методом вы никаких толком товаров с собой не провезете. Проще изобразить наем телег или саней у русских туземцев, перевезти товар по дороге. А волоком у вас пойдет абсолютно пустое судно, да и то весьма скромное. Кстати, плоскодонки я видел на Хопре и Вороне. Передвигаются на них с помощью шестов, а далее на них, если перетащить через волок, можно сплавляться вниз, вверх же идти по крупным рекам можно только таща их на бичеве.

Когда я был в Суздале, я пришел к выводу, что никаких крупных судов от Владимира до Суздаля не плавало. Крупные суда оставляли, товар клали на сравнительно небольшие лодки. Всякие ссылки на то, что раньше в речке воды было больше, не убедительны. Леса задерживают воду, но количество воды в целом зависит от басейна реки и осадков. Если в половодье весной река небольшая, то, удержи леса воду, она и раньше была меньше, чем в половодье.

Ссылки на военный поход Ермака не убедительны. Ермак отлично знал, что на водоразделе противника не будет. Поэтому он мог себе позволить спокойно тащить лодки вверх по реке, прорубить дорогу по водоразделу, перетащить лодки. Никакие викинги не могли себе такое позволить, если захотели бы идти военным походом. Представьте себе, команда шести лодок бросает их все, чтобы тащить только одну и уходит от оставшихся километров на пять-восемь. Маленький отряд изрубит эти лодки, потом добежит до места, где лежат грузы и уничтожит. Останется команда шести лодок с одной лодкой и без продовольствия и многого иного. Но и не надо думать, будто лодки с килем нельзя тащить по волоку. Поморы доходили до того, что из Белого моря тащили по снегу лодки до Мурманска, чтобы начать ловлю трески раньше, чем растает и Белое море, и пролив между Белым морем и Баренцевым. Потом за уловом приходили крупные суда. Ченслер в 16 веке даже заметил судно водоизмещением в 90 тонн.

Я к тому, что у славян существовали разные типы судов, разные методы судостроения. Даже разговоры о моноксилах ничего не дают. Понятие верховий реки относительно. В районе Смоленска с одинаковым успехом можно было построить мелкое суденышко для волока через Касплю в Западную Двину и далее спокойный спуск до Балтийского моря. Сидит в лодке купец, везет полтонны груза, правит веслом. Можно было построить крупную ладью на тридцать человек для спуска по Днепру с большим грузом и далее плавания до пресловутого Царьграда. Точно также казаки делали крупные струги при Адашеве для атаки на Крым. Им не нужны были плоскодонки, им не нужны были суда одноразового пользования, они же их тащили потом вверх по Дону, но не на водораздел и не с прицелом на плавание потом на Оке.

Попытка реконструкции дает нам самые разные варианты движения. Например, скандинавы вполне могли доплыть до Гнездово, вытащить суда на берег, дождаться зимы, затем нанять местных жителей, чтобы положить крупные суда на полозья, привести коней и протащить их по льду речек и по снегу водораздела до Западной Двины. В конце концов идея присобачить к ладьям колеса и двинуться на Царьград должна иметь своё практическое основание. Всё бы ничего, но нужны хорошие отношения с местными жителями. И ещё нужно помнить, что сами скандинавы такими методами у себя не пользовались, поскольку их география таких методов не требовала. Кстати, и поморы вполне могли вместо плавания вокруг Ямала предпочитать тащить байдары в Мангазею через Байдарацкую губу (залив) в силу хороших отношений с оленеводами. Только поморы, в отличии от скандинавов, знали, что и как делать. Вспомним, что шведы получили поражение при Гангуте именно в силу непонимания, что русские сообразят устроить волок, перетащить лодки и даже галеры через перешеек и окажутся в тылу шведской эскадры. Так вот, небольшие суда с килем на полозья ставить даже удобнее, киль выдержит удары о мелкие бугры, плоскодонка не выдержит. Недаром нигде не написано, что атака при Гангуте была произведена исключительно на плоскодонках. Зато плоскодонку проще тащить по бревнам.

И источники надо внимательно перечитать. Одна из классических историй Новгорода - очередной неурожай, пошли в Суздаль и привезли хлеб. А когда шли через Вышний Волочек и далее через Торжок по Тверце? Следующим летом? Нет, шли осенью и зимой. Это путь в оба конца не на один месяц. Где-то плыли по воде, где-то груз по снегу тащили, возможно, в лодках на полозьях. Ладно, идеальной реконструкции быть не может, поскольку славяне пользовались разными судами, которые давали разные возможности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments