kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Филонов - гений, эксплуатированный с большим усердием

http://tanjand.livejournal.com/1947738.html
Понятно, что Филонов - гений, с кой-каким расстройством психики, но он также подвижник, классик, человек, сумевшй выразить целый ряд моментов своего времени.

Вот тут можно и нужно поставить вопрос о традициях эксплуатации гениев и о последствиях такой эксплуатации. Филонов вел нищую жизнь, всевозможные дуры, мечтавшие о возможности прославить себя хотя бы романом, я не говорю о замужестве за гениальным художником, проходили мимо него. Выставки его картин запрещали, хотя в них не было ничего антисоветского. Искусствоведы делали вид, будто он не существует.

Человек, безусловно, существо коллективное. То есть, настроения одной части людей осознанно или бессознательно подчиняются другой части людей. Отсюда, кстати, обилие самозванцев - знают, с какой стороны бутерброд маслом намазан. Но тут возникает вопрос - какая выгода не давать хода гениям? Выгода от криков, что гениев надо признавать при жизни, а не кормить пустыми похвалами посмертно, понятна. Кто громче орет, тот имеет шанс выйти в удобные "гении", зацапать чужой кусок. А в непризнании есть своя логика, равно как в современном желании унизить классиков прошлого, отбить желание интересоваться их искусством.

У нас очень любят поговорить о плагиате. Есть два вида плагиата. Талантливый человек внесет в плагиат нечто своё, умное, сделает произведение достойным рассмотрения. Этак и Шекспир вечно занимался плагиатом. Уж не говорю про американский кинематограф. Все помнят, как в 9 1/2 недель вставили песенку из кинофильма Римини. И сцена была схожая - стриптиз. Только Римини это откровенно плохое кино, а 9 1/2 это довольно глубокое произведение. Другой вид плагиата мы постоянно видим под лозунгами "новое слово в искусстве", "сенсация", "потрясающе умная вещь", "открытие века" и т.д. Но роман, картина, фильм, что угодно в итоге оказывается глупее изначальной работы. В науке и технике нечто подобное: Эйнштейн глупее Пуанкаре, Эдисон глупее Теслы, Фрейд глупее Ломброзо. И, конечно, из всех 20 авторов выставки художников, снесенных бульдозерами по приказу Хрущева, даже высоты щиколоток Филонова в искусстве не достиг. Недаром считается такое сравнение неэтичным, но, если плюнем на этику, а, например, сравним стихи процветавшего Набокова со стихами замученного совдепией Гумилева, то сразу возникнет ощущение, что весьма талантливый и достойный похвал Набоков глупее как поэт Гумилева.

Понятно, что талантливый человек, тем более, гений, всегда нужен как источник мысли, образов, пробивных идей для посредственности. При этом посредственность отлично понимает, что гению тоже нужно кушать, иметь впечатления, которые часто можно обеспечить только деньгами на поездки и отдых, гению нужен стимул, иначе он может заткнуться и не производить ничего, или его характер заставит думать не в том направлении. Но есть правила игры, в рамках этих правил присвоение чужого может происходить только в рамках лишения гения авторских прав на сделанное им. Причем, авторских прав в глазах обывателя. Просто издать закон, лишающий авторских прав, недостаточно. Обыватель, смотря на работу подражателя, может вспомнить исходник. Поэтому нужно деклассировать в глазах обывателя любого гения, который мешает, а сделать это можно, только подав пример для подражания. То есть, замалчивать, обвинять, перекрывать кислород, не давать заработать, настроить против гения критиков и женщин. Короче, иначе добиться своего невозможно.

Понятно, что после смерти гения давление можно смягчить. Иногда даже нужно смягчить. Но это не вопрос о том, что гений умер, деньги и слава ему уже не нужны. И даже не вопрос о том, что мертвый за себя не постоит. Это печальное обстоятельство приводит к тому, что нападающие на мертвого гения слишком себя разоблачают. То есть, инстинкт самосохранения иногда заставляет снизить силу замалчивания и умаления. Это шкурный инстинкт, который пытаются замаскировать рассуждениями, мол, просмотрели, раньше не поняли, а теперь, ах, прозрели. И есть другое обстоятельство - гений умер, пришла пора воровать, а воровать желательно с чувством некого признания, мол, да, есть сходство, но у меня лучше, поймите, я просто лучше, а не совсем против. Сказать совсем против нельзя - это уже и себя унизить. Хотя в наше время желание сбросить маски зашкаливает, если судить по нападкам на Чехова, Булгакова, Салтыкова-Щедрина и иных великих писателей.

А что наш обыватель? Наш обыватель воспринимает давление на себя, родимого, как проявление власти. Власть это с точки зрения подсознания человека прежде всего мистическая сила, а не должностное положение. Человек обладает мистической силой, он смотрит вам в глаза и прямо говорит, например, Филонов - придурок, деревенщина неотесанная. Вы не гадаете, какое он должностное положение занимает, важнее, что он может изменить ваше и чужое мнение, а вы не можете. Он - личность, поскольку этой силой обладает, а вы не личность, поэтому ваше мнение ничего не значит. Естественно, ответное желание постоянно думать так, чтобы в конфликт с мистической силой не вступать. Иначе вам кислород перекроют, причем вы сами не заметите, как мистическая сила окутает вас, и будете вы презираемый словно гений, только вы ещё слабее и ничего гениального в вас нет.

Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде, из которого вывезли целую прорву бездарных художников, чьи имена ныне забыли. С ним поступили по всем правилам борьбы за присвоение чужого интеллектуального наследия. Правда, он оказался слишком уникальным, чтобы быть легким для подражания. Однако, кое что с него удалось урвать, например, идею изображения больших масс людей. Коммунистическое искусство урвало свой кусочек от творчества Филонова. Правда, цвет подвел. У Филонова нет зацикленности на красном цвете при изображении народа. Коммунистическое же искусство по сути одноцветно.

А сейчас наступили совсем худые времена - гениев нет, а воровать хочется.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments