kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Порвалась ли связь времен на Булгакове

http://marss2.livejournal.com/2668421.html  виа http://valery-lov7518.livejournal.com/636161.html
Истинный разрыв связи времен хорошо показал Толстой одной фразой - меня пугают, а мне не страшно. Но это ещё осознаваемый разрыв, разрыв, который хотят зашить или склеить запугиванием. Есть и более глубокие разрывы. Например, православный запрет на игру на музыкальных инструментов не снят, а папаша может спокойно корить сына - зачем тебе только реп, послушал бы Бетховена. Всё, разрыв свершился, бесовское игрище на дудках, собранных в орган, уже считается благородной музыкой, уделом интеллектуалов.

Можно нас пугать сколько угодно романом Булгакова -

Симптоматичнее и проще всего передать через мамин рассказ. Она, восторженная проглоченными страницами журнала "Москва", спросила о мнении ленедарную Зою Михайловну Цветкову, создателя русской школы романо-германской филологии, известную в узких кругах как "мать русской лингвистики". Спросила с очевидной надеждой хорошей девочки-студентки порадовать старшую подругу семьи: ведь это же ваши, старших, ценности, ведь это же ваши евангельские истины открываются публике наконец и т.д.

Ответ был обескураживающе жесткий: "Оксаночка, это ересь. Умная, тонкая, и от этого особенно отвратительная ересь".

Для читателя это не ересь. Булгаков не может быть ересью, поскольку только узкий круг верующих считает для себя важным отдавать литературу церковникам на проверку на ересь. Вы отдадите Поэму двенадцать Блока священнику с проверкой на ересь? А эти прекрасные стихи - грешить бесстыдно, беспробудно, счет потерять ночам и дням...? Или два катрена про Дьявола у Гумилева? Только зависимый от церковного мнения человек будет читать или смотреть Вишневый сад Чехова и утирать пот со лба - как хорошо, что Чехов не коснулся темы религии, он бы со своим мировоззрением мог бы такое написать! Хотя ближе к истине прямо противоположное - если думать о религии, то Чехов просто издевается своим равнодушием к ней, мол, пошли вон, я о России думаю.

Советскую же литературу, когда писатель писал не с целью антицерковной пропаганды, в принципе оценивать нельзя. Мы же не оцениваем китайскую литературу с точки зрения правильной передачи догм православия. Точно также никто не оценивает французскую и английскую литературу с точки зрения противостояния православия с католицизмом или англиканством. Ну, боритесь, если шило в заду взывает к действиям.

Сам же Булгаков относится к тому промежуточному типу, когда вера подорвана жизнью, а спокойное отношение к религии и её символам не сформировалось. Поэтому старые образы и новые сплетаются в одно, но без претензий на высшую церковную истину, поскольку церковная истина и литературная истина это разные вещи. Булгаков повторяет старую идею - каждому по его вере. Это известное примирение, например, христианства и мусульманства. Один будет после смерти Христа славить, другой вино пить и с гуриями трахаться, естественно, не забывая про молитвы к Аллаху. Обычно в таких случаях людей привлекает мистика, поскольку она лежит в основе религий, хотя религиями отрицается. При этом мистика, как и религия бывает разной, противоречит одна мистика другой, мистика водит за нос, отсюда проблема чертовщины, которую и религия не отрицает.

Роман Булгакова воспринимается совсем иначе людьми, погруженными в мистику, и людьми, для кого мистика это несерьезно. Если несерьезно, то важнее художественность произведения. Но это не распадение связи времен. Распад связи времен это переход от одного к другому без промежуточного состояния. Возьмем сегодняшний день и лет двести назад. Представим, что нет промежутка и взвоем - вчера жили при крепостном праве, за неверие в Христа батогами били и в Сибирь ссылали, автомобилей нет, поездов нет, Интернета нет, а сегодня всё это вдруг обрушилось на наши головы. Понятно, что испуг будет надуманным. Даже у малых дитяток есть родители, которые наблюдали перемены, для них действие разворачивалось логично, год за годом. И вдруг появляются люди, которые играют в то, что перемен не было. Не было отмены крепостного права, ударившего по власти православия, не было века пара и прогресса, не было потрясений 20-го века. Они смело идут к вам нести истину - произведение Булгакова не канонично. Да, не канонично, поскольку оно и есть связь времен. Это связь между теми временами, когда к вам мог подойти верующий и потребовать выбросить на помойку какую-нибудь классическую книгу, не то он батюшке донесет, и нашим временем, когда это требовать можно, но требующий будет выглядить не совсем нормальным. Какие книги, к чему тут вопросы к Булгакову, когда в церкви исповедуют и благословляют разведенных женщин? Когда страной управляют только имитаторы веры в православие, а многие даже не хотят имитировать отсутствующую веру? Естественно, не только Булгаков написал то, что можно назвать связью времен. Вполне откровенная коммунистическая литература тоже является связью времен, поскольку советский период связывает дооктябрьское время и постперестроечное. Симонов - связь времен. Распутин - тоже связь времен. Да, может быть крайне неприятно, что получилась именно такая связь времен, а не иная. Но иной нет, всё, время ушло, шансы упущены, история не знает сослагательного наклонения. Вернуться в 1817 год во времена Аракчеева невозможно. И хорошо, хоть тут есть позитив.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments