kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

От торжественности к нарциссизму



Вспоминая кой-какие европейские и американские песни, фильмы и сериалы, поймал себя на мысли, что в массовой культуре за торжественностью и прочими эмоциями всё больше проявляется нарциссизм. Понятно, что к зачинателям подобных тенденций следует отнести создателей сериала фильмов про Джеймс Бонда. Самолюбование заметно не только в восхищении героем, но и в подчеркивании неких чудо-возможностей западной цивилизации. Всё-то граждане могут - с инопланетянами сотрудничать и конфликтовать (Люди в черном), сражаться в межпланетном пространстве (Звездные войны), сносить всё на своем пути ради родного, обывательского мирка, который просто лоснится поджарыми мужчинами и ослепительными красотками (Джеймс Бонд), раздолбать вселенское зло в виде Башни Саурона, причем в битве герои это маленькие обыватели хоббиты, а остальные это просто массовка, чьё дело погибать и обеспечивать мелкоте победу. Я уж не говорю, про зомби с мечами, воплощающими идею, что в живых должен остаться один, то есть лощеный шотландец (Горец).

Китайцы в лице Джекки Чана ловко уловили тенденцию и создали сочетание юмора с китайским нарциссизмом. Естественно, и в России, чем больше кризис, тем больше желания утешить нас нарциссизмом, но получается плохо - что нам от нарциссизма Владимира Красное Солнышко, если он - викинг, то есть заведомо нерусский. Ещё меньше вызывает у нас желания радоваться гордость Кремля за чеченцев и лично Кадырова или Киева за свидомых героев, способных громить на страницах газет пачками некую вату во имя безвиза.

Западный же нарциссизм, безусловно, растет. Если в 50-ые любование ковбоями было всё-таки любованием маргиналами на окраине, которые хороши в пустынях Невады, но не являются символами цивилизации в целом, то теперь герои-символы уже чуть ли не галактического размаха. То ли ещё будет по мере роста количества арабских иммигрантов и нарастания социальных проблем! Причем, толерантность и нарциссизм оказываются взаимосвязанными. Раз нельзя любоваться чем-то в узконациональных рамках, то идея роста сама напрашивается, как у большевиков, которым всё нужно было подавать в мировом масштабе, а не в узко российском и даже не в узко кавказском, которое, конечно, подавалось выше общероссийского, но хотелось всего всемирного и в одном флаконе.

За нарциссизмом стоит двоякое желание - одно это желание быть центром восхищения, другое это желание обособиться, чтобы никто не помешал процессу самовосхищения. Конечно, американский, европейский и китайский кинематографы обособляются через нарциссизм. Как бы мог заметить Никита Михалков, иноземные кинематографы настолько нарцисстичны, что не замечают того, особого, михалковского величия, которое он наблюдает в зеркале каждый день во время бритья. Именно зеркало позволяет ответить на великий вопрос - с кем вы, мастера либеральной культуры?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments