В 1943 году немецкие войска соорудили канатную дорогу с пропускной способностью до тысячи тонн груза в день[15]. Гитлер потребовал возвести пятикилометровый постоянный мост[16], однако проект не был реализован.
После освобождения Крыма от немецких войск весной 1944 года началось строительство Керченского железнодорожного моста. Мост был временной конструкции, где одновременно с металлическими сваями и бетонными ростверками интенсивно использовались деревянные сваи и деревянные детали пролетов. Благодаря некапитальной конструкции мост удалось быстро возвести и уже в ноябре по мосту через Керченский пролив прошли первые грузы. Длина моста составила четыре с половиной киллометра, ширина — 22 метра, он имел 115 пролётов по 27 метров каждый и 110-метровое поворотное устройство в средней части для обеспечения прохода крупнотоннажных судов[17].
В феврале 1945 года по мосту проехал личный поезд Ворошилова, на котором возвращались с Ялтинской конференции главы правительств стран Антигитлеровской коалиции[18].
Тем не менее, к началу 1945 года мост все ещё не был полностью достроен по причине сильных штормов. В том числе не соорудили большую часть ледорезов. В конце февраля 1945 года лёд, нагнанный ветром с Азовского моря, разрушил 42 опоры моста. Правительственная комиссия рекомендовала разобрать временный мост. После окончания войны рассматривался вопрос о строительстве нового моста на месте разрушенного. Заместитель наркома путей сообщения Гоциридзе, представляя проект нового моста Иосифу Сталину, в качестве последнего аргумента заявил: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост», на что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 году». Проект не был реализован[19]. Работы по разборке конструкций разрушенного моста длились 23 года.
Да, 23 года на разборку построенного за один год это серьезно. Вариант с канадной дорогой интересен. Но, конечно, возвращение китайцев с проектом подводного тоннеля наводит на мысли об изначальной проблеме нынешнего проекта. Мост запланировали, а нужную пропускную способность не запланировали.