kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Что мы знаем о Христе и книгах в античное время?

Феномен Христа в том, что мы знаем официально в четырех вариантах, а неофициально в 15 вариантах, одну историю - распятие. Ещё несколько слов о рождении, общие фразы и уверения, что после воскрешения Христос совершил массу чудес. Но продолжения не было. Были откровенные доработки. Где-то придумали смерть Христа в Индии, где-то могилу под Константинополем, где-то бегство его родственников в Южную Францию. Но мы не знаем сущие мелочи - что делал Христос с 12 до 20 лет, что с 20 до 25 лет, с 25 до 30 лет? 40 дней поста в пустыне это малая часть года. Мы даже не знаем, когда Иосиф с женой Марией и сынишкой вернулся из Египта в Израиль. Более того, мы не знаем, отправился ли туда Иосиф с женой, или это жена сбежала от старого мужа с сынишкой. Гадать тут нелепо, домысливать за евангелистов тоже нелепо.

О книгах в античное время мы знаем нечто иное. Книги были, письменность была, существовала литература. Но книги писали от руки. Даже с учетом дешевизны папируса получаем, что труд стоил времени и денег. Понятно, богатые жрецы и книгоманы выходили из положения довольно просто - нанимались писцы. Можно было раба подрядить, но тут тоже проблема - раб есть должен, иметь квалификацию, время и стоить для владельца не только еду, но и упущенную прибыль. Раб мог бы оливки собирать, в каменоломне работать, поле пахать, а он сидит за книгами. Причем, не будете же вы безграмотного раба в 60 лет учить грамоте и чистоте письма! Да, слаб, а навыки нужны, время для приобретения навыков утеряно. Нужна специализация, а это утерянные деньги за счет освобождения от иных работ.

Другой момент не менее важен. Что вы оставите из книг для себя, если книги жутко подорожают., а компьютеры исчезнут? Жене понадобятся рецепты, советы кройки и шитья, вам - советы по строительству, полеводству, овощеводству, гончарному делу и прочим ремеслам. Из иного для души лучше всего сказки для детей. Вы плюнете на расходы по переписке Преступления и наказания Достоевского, зато для семейного чтения оставите сказку Пушкина О рыбаке и рыбке, песенки с нотами, чтобы спеть под гитару. Тогда играли на иных инструментах, но логика понятна. Недаром после никонианских реформ и запрета для народа иметь книги остались именно сказки, часть которых зарифмовал Пушкин, остальные пропали, да сказы поморских рыбаков про Илью Муромца и прочие. Это именно семейное чтение, нужное детям и подросткам.

Но античность интересна тем, что книги держали в свитках. Одно произведение часто занимало несколько свитков. Вело это к особому виду экономии. Когда есть деньги, покупалась часть свитков. Остальные покупались потом или не покупались. В Китае, в Кайфэне евреи в синагоге имели проблемы с полнотой свитков. Тора это 13 свитков. Большая Тора во всем талмудическом объеме имеет ещё больше свитков, которые надо объединять, чтобы их число составило 13, или положить свитки в 13 ящиков, мол, не успели соединить, но каждый ящик это свиток.

У мирян эта традиция вела несколько к иному. Зачем покупать всю книгу, если можно купить наиболее значимую часть? Например, Евгений Онегин для бедных это не обязательно американский, куцый вариант. В куцом варианте вы красоту стиха не поймете. Берем главное - дуэль Онегина с Ленским, горе по случаю убийства друга, а спереди и сзади делаем приписки. Впереди - Онегин поехал в деревню вступать в права наследства, там подружился с Ленским, в него втюрилась зазноба Ленского Ольга и ещё сестрица Татьяна. В конце иная приписка - уехал Онегин из деревни попутешествовать, потом на балу встретил уже замужнюю Татьяну, та отказалась стать его любовницей, что с Ольгой, мы не знаем, но говорят, что тоже вышла замуж. Можно обойтись без приписок. Но платить раз в пять-десять больше за всё произведение это удовольствие для очень богатых. Кстати, знаменитый, античный Сатирикон это только часть большого романа, но в свитке было самое пикантное - секс, роскошь, пародирование жирной жизни патрициев и нуворишей. Скорее всего, кто-то не имел денег на всё произведение.

Если мы возьмем жизнеописание Аполлония Тианского, который сумел воскреснуть похлеще Христа, то дошли аж восемь свитков и даже больше, с учетом 97 писем, которые ему приписываются. Вполне возможно, что он был вымышленным героем или имел прототип, который здорово отличался от литературного. У него жизнеописание идет от рождения до смерти, взгляды описаны подробно, чудеса детальны, включая многие деяния после воскрешения. Жизнеописание Христа иное, оно представляет собой фрагмент более крупного произведения. Как такое могло случиться?

А как Оруэлл написал свой Фермерский двор? Он написал подражание Скотского двора Костомарова. Естественно, о Костомарове Оруэлл предпочел умолчать, да и внес кой-какие коррективы, чтобы в плагиате не обвинили. Теперь представим себе секту, которая решила устроить конкурс по жизнеописанию своего Учителя, а в качестве литературного образца прикупила только свиток с описанием его распятия. Нужно создать произведение по образцу, приписать герою свои взгляды, перенести действие в Иудею, дать свои приписки впереди и в конце отрывка, который стал образцом. Учтем, что кусок произведения для массы читателей и по сей день равен произведению. Я уж на проза.ру убедился - не могут своему куску текста придумать нормальное начало или концовку. Даже мой условный пример с куском Евгения Онегина для них непосильная задача.

Что касается тяги евреев к плагиату, например, шумерские повествования о потопе и массы иных вещей не только появились раньше Ветхого Завета, оказались более длинными и осмысленными, то тут археологи много доказательств раскопали. В наше время мы имеем иные доказательства - плагиат после Октябрьской революции. Однако, обилие канонических и неканонических Евангелий говорит, скорее, об ином - работе по образцу. Именно так работал Оруэлл с рассказом Костомарова. На все возражения я отвечу вопросом на вопрос - если у вас 15 Евангелий, можете ли вы их писать без понимания, что вы что-то сочиняете?

Кстати, реакция иудеев на Христа тоже смахивает на сочинительство. С учетом простоты еврейских нравов, когда девицы вступали в связь до брака, могли ли они упомнить, что некая простушка Мария вступала в связь с неким римским легионером Пантерой? Это написано в расчете на окружающие народы, которые ценили девственность и не считали, что с шести лет можно. Да и сроки воспоминаний любопытны - через двести лет после смерти Христа. В это же время христианство уже всерьез воспринималось в Римской империи. Логично предположить, что иудеи сами толком ничего не помнили о Христе. Нужно было срочно придумать контрпредание и придумали.

Естественно, нельзя считать, что именно Аполлоний Тианский был литературным прототипом Христа. Большая часть античной литературы погибла. Также нельзя утверждать или отрицать, что секта будущих христиан не имела своего учителя, после смерти которого возникла потребность в создании его биографии в соответствии потребностями объединения разбросанных частей секты в нечто единое. Но насчет отрывочности биографии Христа самое логичное объяснение просто - не хватило денег на все части литературного произведения для подражания. Не было денег ни на юность и молодость персонажа, ни на подвиги после распятия. Зато мы можем уверенно сказать, что христианство как секта вызрело самостоятельно и только потом превратилось в секту для управления мозгами рабов под давлением власти. Не было христианства как проекта. Даже литераторами и литературными произведениями в полном объеме ранних христиан не обеспечили. Ваш Христос - вы и сочиняйте. Это в наши дни стало совсем очевидно - пишут в Интернете какие-то мурзилки о потребности создать либеральные или националистические теории и мировоззрения, а нанять специалистов под проект жадность мешает. 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments