kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

О современной школе


 

О современной школе

 

            Недавно побывал в гостях у очень милой пары, где хозяйка дома весьма убедительно просвещала гостей на тему современной школы. По вполне понятным причинам имена называть не буду.

            Школа – прежде всего бизнес. Как во всяком бизнесе посвящать во все секреты посторонних не принято.  Если вы не друг, вам соврут не меньше, чем рыночной лавке. На самом деле все относятся к преподаванию как к бизнесу. Во главе бизнеса стоит директор школы. Именно на него замыкаются все деловые связи и способы обогащения. Директор в свои дела не посвящает до конца даже бухгалтера. Источники обогащения – откаты за ремонт школы, благотворительная помощь, сборы с родителей и прочее. Ничего необычного в том, что директор имеет мерседес, а жене ауди, имеет особняк в Подмосковье и непонятное число сбережений на черный день, нет и не будет. Вся система образования оформилась в бизнес, где разрыв в доходах между владельцем производства, ведущими менеджерами и рядовыми наемными рабочими многократен, а реальные источники доходов снизу невидимы. Особо богатый директор может даже создать фонд поддержки учителей, но это отнюдь не обязательно, поскольку создает дурной прецедент – учителя не должны знать финансовые возможности директора. Похожее мы видим в институтах, где наверху имеют свои источники доходов. Даже бухгалтер кое-что не должен знать. Скажем, откат при ремонте бухгалтером не фиксируется. Приказали записать спущенные директором цифры – пиши и не суйся.

            Министерство Образования и РОНО – тоже бизнес. На уровне Районного Отдела Народного Образования кормятся от одних источников, в Министерстве кормятся от других. Пресловутый ЕГЭ – способ подкормить вышестоящие органы откатами от экзаменов за счет других, то есть школ и институтов. Если обыватель может обратить внимание на политическую цель ЕГЭ – пополнить руководящие органы России за счет выходцев из Северного Кавказа, то для участников системы это перераспределение взяток за аттестаты и места в институтах. Система себя кормит и не кашляет. Естественно, наверху тоже места делятся на места для бизнеса и мелких исполнителей. Школа цинично смотрит на Министерство Образования, а сверху не менее цинично смотрят на школу.

            Учителя в Москве и многих других местах давно не нищенствуют, разговоры об их бедности ведутся по привычке и сплошь и рядом лицемерны. Большинство учителей не пойдут на частные фирмы, поскольку на частных фирмах зарплаты ниже. Большинство московских учителей зарабатывают лучше московского офисного планктона. Эти учителя – мелкие бизнесмены от образования. При каждом директоре есть «актив» школы – учителя, на которых директор опирается. Они же зависят от директора, поскольку их методы обогащения легко заметить сверху и перекрыть кислород в случае необходимости. Поборы со школьников и родителей – заметное явление. Менее заметны – приписки мертвых душ в классах, фальшивые факультативы и кружки, приписки уроков и т.д. Этим занимается актив во главе с завучем. Учащиеся – легко манипулируемая масса. Разница в доходах между активом и остальными учителями весьма велика. Скажем, свой получает тысяч сорок и больше в месяц, стоящий вне актива – тысяч двадцать или двадцать пять. Это условно. Разница может быть больше. Если человек неугоден, его учителя актива легко выживут. Простейший способ – сделать класс неуправляемым. Сами сбежите. Ещё раз повторю – манипуляция поведением учащихся куда проще, чем кажется. Точно так же легко проходят манипуляции с почасовой нагрузкой учителей и расписанием занятий.

            Система контроля учащихся включает в себя методики развития в них комплекса неполноценности, неспособности к самостоятельным занятиям, подавления личности. Поскольку эти методики используются, начиная с начальной школы, учащиеся не способны их определить даже после окончания институтов. Понижение требований к усвояемости материала отлично вписывается в эти методики. Сама школа даёт сейчас учителям достаточные доходы, и известный метод подработки 90-х годов, когда ученики принуждались к дополнительным занятиям с собственным преподавателем за личные деньги родителей, уже потерял актуальность. Это опять-таки к иллюстрации тезиса о «нищих» преподавателях.

             Нынешняя система отношения к преподаванию как к бизнесу настолько въелась в кровь и плоть общества и самих преподавателей, что непонятно, можно ли добиться улучшения путем массовой чистки. Чистить есть кого, а брать новые кадры с другим отношением к делу неоткуда.

            Когда нам подкидывают сериалы, вроде «Школы», как-то забывается, что отношение к учащемуся как материалу для бизнеса, автоматически ведет к деградации школьных отношений в прежнем виде, поскольку взаимный цинизм учителей и учащихся становится фактором выживания. Учителю цинизм помогает соответствовать требованиям директора, завучей и актива учителей, учащемуся помогает выдерживать психологическое давление учителей. По большому счету «разоблачение» поведения учащихся бессмысленно без разоблачения поведения директоров школ и логики их бизнеса, которой в свою очередь определяется логикой бизнеса и отношения к населению Министерства Образования. Министерство Образования в свою очередь действует в полном соответствии с установками правительства и желаниями олигархов. Тот же Фурсенко с рассуждениями о том, что стране не нужно слишком много умников, озвучивает отнюдь не личную установку. Он просто следит, чтобы пожелания олигархов не разрушились из-за того, что их осуществление вошло бы в противоречие с логикой бизнеса на ниве образования. Иначе система начнет давать сбои.

            Когда мы начинаем вопить, что в школах бардак и драки, ученики на уроках пьют пиво, учителя плохо учат, часто забывают, что школа подчиняется не обществу. Теоретически учителей можно сменить, охраны вытряхнет и конфискует у учеников всё пиво, ножи, наркоту и прочее. Родителей можно штрафовать за плохое поведение учеников. Тогда школа перестанет быть бизнесом. Тогда Министерство Образования тоже не будет работать как схема бизнеса, иначе оно не справится с подобной задачей. Это невозможно, поскольку противоречит логике управления страной и контроля над ней финансовым капиталом. Логика управления страной как раз предусматривает обратное – возможность перехвата власти над отдельными уровнями управления страной, если президент или премьер зазнаются и выйдут из подчинения. Орудие перехвата – чемоданчики или ксероксные коробки с долларами. Именно поэтому ключевые чиновники, военные и спецслужбисты должны относиться к работе как к бизнесу. Делать исключение для Министерства Образования – создавать дурной прецедент поведения. И не надейтесь на лучшее. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments