kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Российское псевдо искусство 19-го века

Откуда взялся соцреализм? Есть ли в соцреализме православные корни? Западные и иудейские корни соцреализма существовали? К сожалению, мы рассматриваем проблему появления соцреализма очень примитивно - пришли большевички, навязали свои представления и стиль, началась деградация русской культуры. Всё это верно, если сравнивать с лучшими творениями дореволюционной эпохи - пьесами Чехова, картинами Сурикова, музыкой Чайковского или Мусоргского. И вдруг появляется революционное искусство - девушки с веслом, дискоболы, картины работы в цеху с написями "пятилетку досрочно", буденновцы с саблями.

Не только в России примитивную пропаганду пытались возвести в ранг искусства. Более того, иногда пропаганда естественна, если не пытается брать количеством и претендовать на высшие места в искусстве. Батальные сцены, портреты правителей, виды на индустриальные достижения. В ряде случаев в них может быть своя красота. Вид на старый акведук по сути столь же в прошлом был индустриален, как ныне вид на красивый, огромный мост. Почему нельзя рисовать мосты? Напротив, можно нарисовать красиво и уйти от рамок примитивной идеи - у-у-у, какой мост отгрохали! Доказали успехи в росте производства чугуна и стали на душу населения! Можно также примитивные идеи для высказывания куда более сложных мыслей и создания более сложных образов.

Вот знаменитая картина Федотова "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый крестик". Можно попытаться видеть в картине разоблачение пьянства или критику чиновных нравов. Кто-то даже увидел разоблачение мачизма - обрюхатил служанку, мерзавец! На самом деле, перед нами типажи. Служанка посмеивается. Чиновник никак не может успокоиться от радости по случаю первой награды и жаждет даже от служанки особого одобрения. Посмеивается зритель - молодой ещё, рвение и гордость в заднице играют. Вчера нажрались, а сегодня бодрый и прикольный.

Но есть картины, которые по сути являются плакатами, замаскированными под искусство. Вспомним знаменитую картину "Опять двойка". Это плакат для школьников начальных классов. Принимать такое искусство всерьез это ничего в искусстве не понимать. Увы, под видом борьбы за социальную значимость в дореволюционной России началось массовое производство поделок, которые имели целью вдалбливание примитивных идей под видом искусства. http://hunnybunny-999.livejournal.com/10335.html По сноске много этих сомнительных произведений.

 Картины Порка Ковалевского, Запил Горохого, Освящение публичного дома Маковского по сути являются псевдо искусством. Ах, смотрите и ненавидьте дамочек, порющих то ли слугу, то ли уже великовозрастного отпрыска, пьянство - зло, у детей и жены кулаки сжимаются, ненавидьте вместе с ними, священники опустились до освящения публичных домов, религия это ложь. Все детали, эмоции, композиция поданы так, чтобы сделать всё подчиненным главной идеи картины. Вы не можете задать себе вопрос - что, собственно, натворил пацан, раз дело дошло до порки? И намека на ответ нет, напротив, вам художник дает отупляющую команду - возмущайся и не спрашивай! Тоже самое с пьянством - идея проста, пить нельзя. Раз пьет - значит, мерзавец. Деньги-то нужно жене давать, а самому не пить. Нюансы насчет проблем жизни начисто отметаются. Мужик - функциональное животное, копаться в проблемах не стоит. Освящение публичного дома должно вызывать неприятие православия, но вопрос о том, что заставляет заказывать священника для освящения, остается за кадром. Ну, лицемеры, что с них взять!

Всё это потом стало основой соцреализма - идейность подавляет лишние вопросы, тонкость работы не должна уводить зрителя от главной идеи лишними мыслями. Наоборот, детали должны только усиливать разоблачение зла, то есть делать главную, примитивную идею более яркой. Искусство - служанка пропаганды. Примитивность выдается за глубину мысли и духа. Тяга к примитивному воспитанию, присущая как православию, так и либералам 19-го века, чьи потомки потом плавно трансформировались в большевичков, потом при соцреализме подавляет истинное искусство с его неоднозначностью и готовностью под видом чего-то простого исследовать и показать нечто более сложное и неоднозначное.

Уже то, как в то время это псевдо искусство рекламировали, старались создать общественный ажиотаж, говорит о кризисных явлениях в русском искусстве. Есть в этом искушение для художника - слишком думать не надо, взял некую "социально значимую" тему, изобразил, стал популярным и любимым. Вопрос только - для кого популярным и любимым? Для готовых командовать и впаривать простые истины. Художник помогает командовать - не пей, не бей, не верь в православие. Это жесткие рамки - ты помогаешь командовать, за это мы тебя любим. Искусство же не может ставить своей высшей целью помощь одним людям командовать над другими. Конечно, невольно или вольно, кому-то приходится подыгрывать, но это не высшая цель искусства. Это антицель, разрушающая искусство.

Маяковский невольно был вынужден поиздеваться над собой и соцреализмом
Я, например,
считаюсь хорошим поэтом.
Ну, скажем,
могу
доказать:
"самогон - большое зло".
А что про это?
Чем про это?
Ну нет совершенно никаких слов.

А что вы хотите? Соцреализм привел к тому, что, пытаясь написать про весну, Маяковский больше ёрничает, чем описывает весну в городе. Доигрался в назидательность, в командование, в соцреализм. Но соцреализм, кстати, только одна из вариаций использования искусства для управления. С таким же успехом мы можем говорить о капреализме, либеральном реализме, космополитическом реализме, националистическом реализме. Реализма нет, зато много пропаганды и желания покомандовать и помочь кой-кому командовать.

В наши дни "реализм" продолжает крепнуть, мало ему 20-го века. Только сместился процесс в иные сферы, более выигрышные, чем картины и даже романы. Мыльные оперы претендуют на "реализм". Богатые плачут, зрители скучают. Бригады в кого-то стреляют с претензиями на реализм. Даже Дом-2 подается как нечто реалистичное. Исторические картины претендуют на роль рассказчиков правды-матки. Серебренников радует постановками с показом реальных мужских и женских задов. Воспитывают нас и командуют. Ни слова в простоте, ни слова в попытке уйти от задач воспитания и командования. Зато животрепещущие темы искусства остаются без освещения. Я, например, могу подсказать художникам темы - картина "Опять на пришли", изображение пустующего кинозала, где идет очередной "гениальный шедевр", картина "Пить не мешает", веселая компания пьет и не обращает внимания на включенный телевизор с очередным шоу. Много чего можно подсказать художникам, но ведь их за правду-матку хвалить и объявлять гениями не будут. В 19-ом - начале 20-го века всё это было всерьез. Поплатились за подобные перекосы тоже всерьез. Увы, до сих пор угомониться не могут. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments