kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Седьмая цитата от Конфуция

Разноображу преподавание китайского краткими экскурсами в историю Китая. Среди прочего, начал читать кое-что из Конфуция. 15 минут разнообразия на полтора часа хватит. Прочел семь цитат. Седьмая проста -

Цзыся сказал:
Если кто-то предпочитает чувственности добро, способен до изнеможения служить отцу и матери, на службе вану может жертвовать собой и обращается к друзьям с правдивым словом, то пусть бы говорили, что он неучен, я непременно назову его ученым.


Служить отцу и матери это не просто прислуживать, а до изнеможения работать на отца и мать. Как гласит китайская поговорка, рождение детей в молодости кормит родителей в старости. Здесь скрыта логика, знакомая православным. Например, у православных - если жена не убоится мужа, как она убоится Бога? И на уровне власти понятно, если жена не убоится мужа, как она убоится Путина? Если дети не готовы до изнеможения трудиться на родителей, как они будут готовы трудиться на государство и Путина? Подобные вопросы у нас не принято задавать, поскольку навязываемая в современном обществе модель больше соответствует духу легизма - прикажем, голову отрубим, никуда ты не денешься.

Конфуций же решал вопросы нравственного принуждения и называл это человеколюбием Жэнь. Готовность пожертвовать собой во имя правителя и вертикали исполнительной власти для него являлась логичным продолжением служения родителям, жертвенностью во имя родителей. Государство и семья не конфликтует во взваливании обязанностей на молодежь, а сотрудничают. Например, в советской и российской армии высший подвиг солдата это спасение жизни офицера ценой собственной жизни. Солдат должен понимать, что жизнь его ничтожна в сравнении с жизнью начальства. Редкий начальник в России способен отказаться от подобных представлений. Однако, мы имеем знакомый вопрос - если солдат не готов пожертвовать жизнью во имя родителей, откуда ему взять мотивацию к смерти во имя начальства? Противоречивость видна хотя бы по скульптурам Родина-мать зовет. Ради родной матери нет мотивации погибнуть, где взять мотивацию ради гибели во имя социалистической Родины-матери? Где взять мотивацию для гибели во имя матери, если нет мотивации погибнуть ради отца? Перед нами попытка использовать традиционную символику и мотивацию, которая одновременно разрушается самой логикой требований - во имя начальства гибни, а во имя семьи не надо, лучше стань, молодой человек, новым Павликом Морозовым.

Обратим внимание на готовность правильного молодого человека обращаться к друзьям с правдивым словом. Честность подчиненых здесь выступает методом управления подчиненными. В наше время особенно ясно - если начальник поощряет ту лживость, которая естественна в его среде, как он добьется управляемости и жертвенности среди подчиненных? Если молодой человек будет врать друзьям, он сможет врать начальству, даже Путину и Медведеву, и к Богу он будет обращаться не с теми молитвами, которые можно понять и проконтролировать.

Далее мы видим у Конфуция совсем социалистический принцип. Пусть правильный человек неученый, всё равно в качестве поощрения надо назвать его ученым. Кузнец или пахарь, перевыполняющий план, соблюдающий нормы социалистического общежития, достоин в качестве поощрения быть на словах приравненным к чиновникам по уму и добродетели. Большевики это поняли и стали выбирать кухарок в Верховный Совет СССР, где они голосовали единогласно. Им давали ордена и медали словно академикам и военноначальникам. Их интервью и выступления подавали как пример мудрости. Тем самым словесное поощрение, возвеличивание простого, но правильного народа помогало экономить на материальном поощрении. Правда, большевики по Конфуцию несколько перегнули палку. Быть прозванным ученым почетно, но это не повод для допуска во властные дворцы, где простолюдины будут зря болтаться под ногами.

Главное же иное, то, что христианство приписывает себе, было сказано давно до христианства, причем часто точнее и логичнее. То, что большевики приписывают себе, это крайне примитивно по сравнению с тем, что было сказано до них. Тоже самое скажу о либералах. История показала, что легизм, а большевички и либералы в основе своей во многом являются стихийными подражателями идей легизма, дает быстрые успехи, но потом начинается неминуемый крах. Легизм в Китае торжествовал сорок лет, конфуцианство свыше двух тысяч. Почувствуйте разницу.

З.Ы. Когда я писал, что логичной целью большевизма и либерализма это создание строя, при котором вверху все будут лживы и подлы, а внизу все честны и порядочны, это только казалось шуткой. Изучение изречений Конфуция неминуемо приводит к такому выводу, если это изучение, а не пустое чтение. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments