kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Феодальная мораль и капиталистическая мораль

http://radion-gz-china.livejournal.com/753116.html

— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.
Вышел работник. Зашел снова и говорит:
— Правда, барин. Вроде сено.
— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?
— Не знаю.
— Сходи и узнай.
Пошел работник. Снова входит.
— Барин! Точно, с Семеновских.
— А не знаешь, сено первого или второго укоса?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай!
Вышел работник. Возвращается снова.
— Барин! Первого укоса!
— А не знаешь, по чем?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай.
Сходил. Вернулся и говорит:
— Барин! По пять рублей.
— А дешевле не отдают?
— Не знаю.
В этот момент входит Иван и говорит:
— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.
Барин обращается к первому работнику и говорит:
— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?


Родион Мухтаров, будучи капиталистом, решил поучить нас феодальной морали. С точки зрения феодальных отношений, когда работник не может уйти от барина, всё правильно - дразнить надо мелкой премией, обещать разницу в оплате, говорить о важности прибыли для барина. Логика проста - ты, работник, всегда будешь беднее барина, но чуток я тебе отстегну. Точно такие же отношения сплошь и рядом пытаются устроить у нас на фирмах. Но, условный Иван в данном случае выступает как человек, освоивший главное для ведение бизнеса. Он может оценивать потребности производства, в данном случае скотного двора, рыночные цены, торговаться и заключать сделки. Капиталистическая мораль в таких случаях проста - Иван, попробуй начать своё дело, а, если денего мало, поищи себе работу управляющего с более достойным окладом. Здесь же "случайно" не говорится о том, что де факто Иван выполняет работу управляющего. Но нас учат - старайся приносить барину сто рублей, вдруг тебе пять отслюнят, но не думай о собственном бизнесе. Капитализм это бизнес, бизнес требует достаточно циничного отношения к традиционной, феодальной или рабовладельческой морали, построенной на власти над людьми. Кстати, социалистическая мораль во многом ничуть не менее ущербна, хотя при социализме легче было взывать к распределению ролей согласно должностным обязанностям. Нет должности и зарплаты менеджера с соответствующими правами, нет принуждения к работе не по специальности.

Рабовладельческая притча о таланте в капиталистических условиях выглядит иначе. Например, раздал крутой мафиози или бизнесмен по лимону баксов для сохранения. Иван за три года пустил свой лимон в оборот и сделал три лимона. Бизнесмен приехал, произошел диалог.
Бизнесмен - Иван, где мой лимон?
Иван - пустил в оборот, 700 тыс. верну сразу, остальные 300 через неделю.
Бизнесмен - накажу, гони сразу.
Иван - ладно уж, тебе судебное дело дороже обойдется, а я тебе проценты по ставке торговой палаты для краткосрочных кредитов к 300 тыс прибавлю.
Бизнесмен - лады. (получит тысяч 20 к 300 тыс, уже счастье).

Возможен иной вариант - уезжает бизнесмен и предлагает взять у него лимон баксов официально в кредит. Договор, указаны проценты, сроки возврата и так далее. Иван думает - в банке он возмет под 20% годовых, бизнесмен ему предлагает под 30%. Иван отказывается. Неси, мол, свои деньги в банк под 10% годовых, а мне дай под 15%. Начинается торг. С одной стороны, имущества под залог у Ивана мало, большой кредит под 20% не получит, лишний капитал далеко не лишний. С другой стороны, бизнесмену в поездке будет не до бизнеса. Начинается торг, сторгуются на 18%, договор подпишут, если Иван не авантюрист. Уедет бизнесмен, Иван бизнес свой сделает, последующий диалог в стиле Библии возможен только образования читающих детишек.

Бизнесмен - Ванька, где мои деньги?
Иван - можем вместе пойти в банк, сделаю перевод прямо у вас на глазах. Все документы оформим. Только, Сан Саныч, у меня бизнес и репутация. Вы можете меня называть Ванькой, а я вас Санькой, но только не при людях. Теперь я Иван Иваныч, уважаемый член торговой палаты (гильдии).

Библейская притча про зарытый талант применима только образно, например, человек обладает даром печь пирожные, мог бы открыть дело, но не стал, имел способности к математике, но математиком не стал и так далее. Но никто не имеет право наказывать за то, что тебе дали миллион на сохранение, а ты вернул именно миллион, а не три или пять. Пишите договор, там будет четко указано, сколько дал, какие проценты, если обе стороны на них согласны, всё сверху полностью отходит к умножившему капитал. Пресловутый Иван, работающий за пять рублей, хотя может уйти в управляющие на сорок, это зарыватель своего таланта в землю, поскольку истинно капиталистический талант это способность думать о себе и своих интересах не хуже капиталиста, который вас нанял. Другое дело, что нас продолжают воспитывать в феодальном духе. Но в каком-то смысле это вполне капиталистично - давить на мозги другой стороне себе на выгоду. Просто данный факт при капитализме принято обсуждать свободно и свободно думать о своих интересах, несмотря на чужие поучения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments