Получается, что красивое в романе в реальности оказывается совсем иным, если вы как попаданец или просто как умный человек, видите несколько больше, чем Олег Кошевой. Православный выбор довольно смешон. Вы должны любой ценой убедить Кошевого понять сложность проблемы. Но он же герой, то есть неубеждаемый. Вопрос остается прежним - спускать с лестницы или не спускать? Тут православный выбор ещё смешнее - если спускать с лестницы, то только со скорбью в сердце и пониманием греховности мира. Увы, это только провоцировать Кошевого на повторный приход и революционные угрозы порезать вас ножичком как фашистского прихвостня. Для Кошевого не существуете вы как попаданец со знанием реальности, вы просто трус. Если вы сами не можете преодолеть страх перед Гестапо, то помочь вам и другим преодолеть страх может только страх перед карой от большевиков, например, что они вас прирежут для устрашения остальных. Вон, после войны появлялись откровенные мемуары, как набирали в партизаны - пришли в хату, вытащили пистолет и сказали, что именем советского правительства мобилизуют вас в партизанский отряд, за отказ идти с ними расстрел. Что делать - отстреливаться, если есть чем, или идти, чтобы заодно семью не пристрелили?
Проблема в том, что, если вы не хотите задуматься о некоторых вещах, вас или заставят задуматься, или используют по полной программе в бездумном состоянии идейной опьяненности. На самом деле вас ставят в положение, когда идеального решения быть не может. Если вы спускаете Олега Кошевого с лестницы, вы потом будете жить в страхе, что коммунистическая молодежь немцам-то ничего не сделает, а с вами разберется. Тут уж возникнут иные мысли о спасении, например, сдать Кошевого в гестапо или прирезать прямо на лестнице, а труп ночью куда-то выбросить. Если вы пойдете с ним, то вы будете ощущать дискомфорт от необходимости подчиняться человеку, который глупее вас, чтобы потом всё равно пройти пытки в гестапо и зря погибнуть. Тогда возможность стать идейным и верить в величие и ум Кошевого станет опиумом от боли и страхов до ареста. От этого опиума хоть на воле вы не будете ощущать дискомфорт и предвидеть свой конец. Идейного опиума во все времена было много и для самых разных вариантов поведения.
В реальности люди выкручиваются далеко не согласно той морали, которую нам предлагают. Например, посмотрит достаточно умный человек и скажет Кошевому - второй раз заявишься, сдам в Гестапо, а пока я только расскажу о тебе родным и близким. Испугается Кошевой, что всех сразу прирезать нельзя, кто-то потом донесет, и уйдет прочь с революционными угрозами. Убьют его в Гестапо, придут красные, достанут труп, а вы вопить - убили гады-немцы мово лучшего друга Кошевого, нет им прощения! Некоторые в таких ситуациях даже наглеют - слава Кошевому! Даже под пытками он не сдал меня, храброго подпольщика! Всю жизнь буду благодарен и воспитывать молодежь на примере его подвига! Власть сама порождает и воспитывает таких наглецов. Не надо удивляться, что, когда решили в Ленинграде собрать участников штурма Зимнего дворца, их оказалось больше, чем могла вместить Дворцовая площадь. Единственным правильным для власти решением оказался тихий, культурный приказ - идите отсюда, старички, никаких оргвыводов мы делать не будем и колбасы к празднику не лишим. А что делать? Если наказывать, то придется наказывать опору советской власти, людей, воспитывавших детишек с верой в советские идеалы и с верой в право на мелкие хитрости.
Из этого примера вытекает не только то, что советская власть рухнула под тяжестью балласта, который сама создала. Из этого примера вытекает необходимость переоценки ценностей. Далеко не случайно в набор героев включают определенные типы личностей. Пытаются подавить страхом - нельзя спустить Кошевого с лестницы, нельзя помешать Зое Космодемьянской сжечь ваш дом, нельзя видеть в Гиркине-Стрелкове или Тягнибоке провокаторов. Всё равно возникает необходимость вовремя понять и сказать вполне очевидное - эти герои, конечно, глупы, но за ними стоят серьезные подлецы. Например, Кошевой был только орудием в руках подпольщика-коммуниста, которому приказали организовать движуху любой ценой. Для этого подпольщика было не важно, что опьяненные агитацией его марионеткой Кошевым зря погибнут десятки молодых людей. Главное, что потом он отчитается - движуху создали, народ положили, а, если без толку, то не его вина. За Космодемьянской стояли обезумевший Сталин и безумные члены ЦК и генералы, возомнившие, что сожжением крестьянских домов и смертью их русских обитателей, они заморозят врага. За Гиркиным и Тягнибоком тоже стоят свои подлецы. Они устроили народу кровопускание ради своих интересов.
Так происходит не только у нас. У нас вовремя не спустили с лестнице Керенского, Ленина с Троцким, далее получили не то, что хотели. В Германии не спустили вовремя с лестницы веймарских демагогов, получили потом Гитлера, которого стоило срочно спустить с лестницы. На мой взгляд, в США стоило спустить с лестницы и Клинтон, и Трампа. Вот так движется вперед история человечества. Бока мнут нам, возглавляют нас люди в непомятых костюмчиках.