Нам полощут мозги, что Станислав Петров - герой, спасший мир от ядерной катастрофы. Он доказал, что русский офицер скорее согласится на уничтожение своей страны в ядерной войне, чем станет уничтожать США. По-моему, это доказали "герои" Чернобыльской катастрофы. Насчет Петрова нам не говорят очень важные детали. Понятно, что Петров официально не мог знать, что Андропов разваливает СССР, поэтому в США отнюдь не собирались начать ядерную войну. Знал ли он это в реальности, сказать сложно, в таких вещах не признаются. Между тем, он обязан был дать знать наверх, чтобы у Андропова хотя бы было время позвонить в США и сказать президенту - эй, евреи, вы ошалели? Вы же убьете больше миллиона евреев, которых мы договорились слить в Израиль, напугав их выдуманными погромами! Это время было жизненно важно американскому президенту, чтобы, если ракеты всё-таки запустили, отдать приказ на их самоподрыв на пути в СССР.
Станислав Петров поступил иначе. Он посмотрел на сигналы о запусках ракет и решил, что так не воюют. Поэтому он решил начальство не беспокоить и даже не заполнил журнал о происшествии. Но всякая подобная система имеет дублирование. Сигналы фиксируют, кто-то ещё забил тревогу, что спутник подал сигналы о запуске ряда ракет. Да и Петров понял, что надо доложить об инциденте. Провели расследование, обнаружили причину неполадки в работе спутника. Вывод был понятен - всё равно надо докладывать вовремя и анализ ситуации производить быстрее.
Ядерные войска всегда являются источником стресса, кой-какие сбои происходят. Мне рассказывал один бывший солдат, как получал приказы об учебных запусках ракет. Всё делалось культурно, личный состав тренировался, но американцев не пугал. Вдруг начинает идти иная шифровка, офицер бледнеет, потом сигнал - извините, ошибся, далее пошел обычный шифр для учений. Всё бывает.
Вопрос только в том, что перестройка и разделение общества на сверхбогатых и предельно бедных уничтожили основания для сохранения прежних понятий о чести офицера. Не надо думать, что у Петрова пенсия была как у большинства. Нет, она была выше, но он согласился использовать себя в качестве орудия пропаганды за вознаграждение. Винить его за это трудно, но хвалить тоже нелепо.
Мы можем сколько угодно говорить, поступили ли с Петровым несправедливо, когда его "ушли" с работы за тот инцидент, или он просто попал под массовое сокращение штатов в перестройку. Я не ракетчик, судить не буду. Всё равно долгие годы работы в ракетных войсках позволили ему раньше других выйти на пенсию и совмещать получение пенсии с работой. А за участие в пропагандистской акции он получил кой-какие деньги и награды, побывал с США и ФРГ, возможно, в иных странах. Однако, не стоит думать, что Петров на вахте полагал так, как его изображала пропаганда. Его не страх за ответный ядерный удар останавливал, а проблема ответственности за последствия, если тревога окажется ложной. А так-то чего бояться? Его центр под Серпуховым был одной из первых мишеней для ядерного уничтожения.
Лично я принципиальный противник разжижения мозгов, за которые Петров урвал от власти свой кусочек. Ядерное оружие, как оружие возмездия, это нечто принципиальное. Одно дело - отказаться стрелять в демонстрацию голодного народа, другое дело - позволить психопату поверить, что он может пристрелить тебя, поскольку ты не используешь оружие в своих руках из страха, что после твоей смерти память о тебе будет оплевана либеральной общественностью, или ты будешь жить и за безнаказанный удар по твоей стране получишь из рук убийц почетную грамоту и кусок колбасы. Петров не был ни героем, ни антигероем, он был обычным продуктом коммунистической системы воспитания офицеров, да и получил он свой кусочек славы и мелкого прайса от Запада с полного согласия нынешних хозяев России. Ну, подсуетился чуток, перестройка тоже воспитывает и перевоспитывает. Однако, ядерное оружие имеет свою логику хранения и условия применения, кто с ним связан, а не был на пенсии, как Петров, тот обязан четко следовать логике владения ядерным оружием.