kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Глумление как основа либеральной культуры современности

Глядючи на то, что Ксюшадь пошла в президенты, понятно, что она выполняет заказ на глумление. Глумление глубоко присуще культуре человечества. Не надо думать, что мы свободны от данного явления. Причем, глумление сплошь и рядом можно отличить от обычного юмора по отдельным деталям. Например, в Соловецком монастыре висит икона - ангел бьет коренных жителей Соловецких островов. Монахам было боязно схватиться с рыбаками, жившими рядом с местом, где они основали пото монастырь. Стали они бить женщин и детей, пока рыбаки были на промысле. Потом отсиживались за стенами обители Христовой. В итоге рыбаки уплыли, поскольку вечная необходимость охранять детей и жен не давала кормить их промыслом. Монахи же решили закрепить победу глумом - не они били, а ангел.

Когда никонианцы запретили литературу, музыку, танцы, они придумали глумливую отговорку на тему запрета шахмат. Дескать, народ играл в шахматы на деньги. Это из разряда откровенного глума, который породил диссидентский юмор в виде былины о Потоке-богатыре. Он чуть не погиб из-за мести дочери царя, которую взял в жены, предварительно раззорив папашу азартной игрой в шахматы. Автор былины вроде бы за запрет, но и показывает неуемность церковников, понятную современникам.

Мне в своё время не понравился Бахтин, который пытался свести народные праздники к глуму, к карнавальному выворачиванию действительности. Скорее, речь шла в большинстве случаев об ответном юморе. Но, например, в иудаизме глум прямо вытекает из идеи обмана неиудеев как средство закрепления результатов победы. От этого и блюда, вроде ушей Амана. Глум здесь виден как фиксация превосходства. Зато в карнавальных шествиях идеи фиксации превосходства нет. И насмешки над усердствующими в религии не имеют целью показать превосходство неверующих. Это юмор и разрядка. В то время как акция Пусси Райот являет нам все черты глума, которые не имеют ничего общего с разумными сомнениями или с отрицанием на основе практики жизни веры в Христа. Основа глума - мы имеем право, поскольку мы сильнее. Ответный юмор или сатира не несет в себе именно идеи превосходства, мол, право имеем, поскольку сильнее.

Глум это не сатира или отнюдь не только сатира. Например, четыре человека исчезли, то есть погибли, из тех, кто был готов засвидетельствовать свои показания о фальшивости версии о стрелке-одиночке Мэддоке. Например, исчез человек, свидетельствовавший о том, что Меддок направлялся в номер с маленьким чемоданчиком в руке, в который даже одну винтовку засунуть сложно, а пару десятков в принципе невозможно. Никакой сатиры, просто глум над понятиями справедливости и правосудия - раз и уничтожили. Или убийство немца, решившего сообщить Трампу с фактами на руках о роли Меркель в завозе арабских мигрантов. Не юмор, а мочилово с откровенным глумом над правом президента США пригласить, принять и выслушать человека. Ведь убитый собрался в Штаты именно по приглашению Трампа.

Попытки свести проблемы глума исключительно к печатной продукции явно нелепы. Та же Собчак, прославившаяся Домом-2, здесь выступает в качестве глумливого предложения рассматривать её кандидатуру всерьез. Это главный глум. Точно также сейчас Порошенко откровенно поглумился над Саакашвили, дав ему иллюзию возможности устроить майдан, собрать ряд политических тусовок, а потом отозвав их. Например, Тимошенко дала Мишико ложную надежду. Но и сам Саакашвили до того регулярно глумился над местными политиками. Глум это форма насилия, где элементы сатиры играют явно вспомогательную роль. Даже в ЖЖ глум разных "философов" прежде всего является в виде поддержки клаки, называющего ложное проявлением гениальности, обругивание оппонентов, прямое запугивание, а не состязанием в силе юмора или сатиры.

Поскольку глум является для определенных граждан отражением их духовной потребности в реализации и демонстрации власти и превосходства, нелепо относиться к глуму как к некому разумному явлению, с которым можно спорить. Фимен спилили в Киеве поклонный крест жертвам сталинских репрессий. Они показали, что их покровители имеют власть. И с чем тут спорить? Можно ответить сатирой, но спорить нелепо. Собчак полезла в президенты, ясно, что не пройдет, но электорату показали, что над ним имеют власть. Высмеивать можно, но спорить нелепо. Надо прямо признать - силен в наше время админресурс. Хотят его владельцы показать нам власть ради самоутверждения. Поэтому я Бахтина в своё время воспринял просто как демагога. Мог бы предвидеть, что торжество власти одних над другими неизбежно приведет к глуму. Благо, жил он в большевистские времена, когда глум был нормой. Сама сталинская конституция была откровенным глумом над правами человека и общества, если вспомнить репрессии того времени.

Пора бы нам четко понимать, что существуют различия между юмором, сатирой и глумом. Отдельные элементы сходства не являются основанием валить всё в одну кучу. Давайте прямо признаем, что мы сейчас живем в эпоху всемирного, либерального глума временами подозрительно напоминающий глум времен тоталитаризма. Трудно сказать, какой глум придет на смену. Но каждая эпоха порождает свою разновидность глума. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments