Понятно, что ни слова про геноцид русских в Синьцзяне, который там устроили посланцы СССР в лице НКВД и Красной армии. Однако, автору приходится признать, что китайцы многое навязали уйгурам. Вольницы не получилось, равно как раз иностранцев пускают в Синьцзян в качестве туристов, а не миссионеров Ислама или либерализма. Контроль жесткий.
Вот тут встает вопрос о национальной независимости - насколько та или иная страна способна к самостоятельному развитию, насколько это гуманно по отношению к населению других стран позволять им жить в одном государстве с народами, неспособными к самостоятельному развитию. Мне кажется, что власти Китая соблюли определенную степень гуманности по отношению к китайцам и ряду иных народов, вынужденных сосуществовать рядом с уйгурами. Понятно, что уйгурам это не нравится. Им бы хотелось жить независимыми как таджики, а получать как таджики в Москве. Или рахинья в Бирме отнюдь не хотят жить как их родственники в Бангладеш. Поэтому они не борятся за право войти в составе штата в состав Бангладеш.
Будем честнее, мусульманские общества нигде, кроме как в Турции или Иране, не научились быстро развиваться. Степень успешности меняется от страны к стране. Нам могут нравиться или не нравиться турецкие порядки, но страна развивается, страна нашла свой баланс между светской и религиозной жизнью. С Египтом или Алжир дело обстоит далеко не так. Перемены к лучшему возможны только через перемены менталитета населения. Нравы Сомали разрушат Тунис за пару недель. Так и с уйгурами. Когда рухнула Цинская империя, Уйгуристан охватил бардак, подозрительно близкий к сомалийскому.