Что такое пение? Пение это подчинение музыке. Человек играет на рояле, поет и подчиняется в момент пения музыке, которую сам исполняет. Предположим иное - кто-то другой играет на рояле, человек подчиняется логике музыки, которую слышит и работает со своим голосом. Естественно, он тоже развивает своё чувство ритма, понимание нот, тренирует голосовые связки. Музыка для него это объективная реальность, в согласие с которой он поет и выражает заложенные в песню смыслы и эмоции. Если уберем аккомпанимент, человеку станет тяжелее петь.
В православии, однако, прежде всего существует хоровое пение. Хоровое пение без музыкального аккомпанимента это прежде всего подчинение не музыке, а конкретной личности. Кто-то поет лучше, остальные подлаживаются и приучаются не высовываться. Иначе будет нарушена стройность хора. В итоге вы обретаете такие качества как имение себя сдерживать, подчиняться, держать своё мнение при себе. Совершенно не случайно Швондер практиковал хоровое пение для масс, а о музыкальной поддержке пения игрой на инструментах у Булгакова не говорится. Зато способный самостоятельно бренчать на балалайке и петь соло Шариков оказался для Швондера личностью, а не представителем ширнармасс, функции которых исключительно в подчинении. Хоровое пение это один из способов дрессуры, которая, в отличии от шагистики, не воспринимается большинством участников именно как дрессура.
Конечно, искусство не высовываться и искусство бесконфликтности имеют большую ценность в любом обществе. Но, когда вам играют на музыкальном инструменте, вы подчиняетесь объективной реальности. Если вам запретили музыкальные инструменты, дрессура становится более жесткой. Ещё жестче положение в обществе, где музыкальные инструменты в принципе запрещены. Есть некий лидер, который толкует ноты на свой лад, дело остальных - подчиняться. Светская музыка становится злом, которое уже тем зло, что может предложить альтернативные эмоции, а музыкальные инструменты дадут человеку право испытать внутреннее чувство освобождения от дрессуры через ощущение иных эмоций.
Кстати, не только православные понимали суть проблемы. В своё время музыка Баха встречалась верующими негативно - будит непонятные и неправильные эмоции, создает ощущение непривычных мыслей. Совершенно не случайно православное пение уныло. Если человека дрессируют, чувство радости из него выбивается. Отсюда стремление народа уйти от дрессуры в процессе пения для себя, искусство играть на ложках это прямое следствие того, что хоть ложки запретить и конфисковать невозможно.
Конечно, суть дрессуры постарались скрыть через лживые объяснения, например, что чистота души определяет чистоту пения. А инструменты это протезы, призванные помешать нечистым людям развить чистоту души. Много есть объяснений. Но суть остается одной - говорят одно, а цель другая. Например, физкультурные парады на словах преследуют цель создания красивого зрелища, однако, изначально они идут от английских групповых упражнений для школьников, цель которых была в дрессуре учащихся, а не в особой физической пользе. Кстати, в методической литературе об этом писали достаточно откровенно. Логика мышления Швондера и православия, английского организатора бойскаутов и большевика имеют схожие черты. Дрессура важнее развития чувства прекрасного, гармонии и интеллекта. Короче, не бойтесь заниматься караоке и выбирать песни по душе.