kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

А что Шевченко? После критики сунулся в классику

Не вернулся из походу
Молодой гусар в село:
Что же я по нём горюю
Что мне больно жаль его?
За кафтан короткий что ли —
Иль за чёрный ус — так жаль?
Иль за то, что — не Марусей —
Машей звал меня Москаль?
Нет, мне жаль что пропадает
Даром молодость моя.
Не хотят меня и замуж
Брать уж люди за себя.
Да к тому ещё и девки
Мне проходу не дают:
Не дают они проходу
Всё гусарихой зовут!

Молодец, Тарас, четко показался суть украинской женщины, да и не только украинской. Хрен с женихом, важнее устроиться по жизни. Если и Россия вся подохнет, то и её не жаль, жаль, что азербайджанцы наравне со своими нанимать и платить не будут.


Было время, на Украйне
Пушки грохотали,
Было время, запорожцы
Жили-пировали.

Пировали, добывали
Славы, вольной воли,
Всё-то минуло, остались
Лишь курганы в поле.

Те высокие курганы,
Где лежит, зарыто,
Тело белое казачье
С головой разбитой.

И темнеют те курганы,
Словно скирды в поле,
И лишь с ветром перелетным
Шепчутся про волю.

Славу дедовскую ветер
По полю разносит.
Внук услышит, песню сложит
И поет, и косит.

Было время, на Украйне
Шло вприглядку горе;
И вина, и меду вдоволь,
По колено море!

Да, жилось когда-то славно,
А теперь вспомянешь:
Станет как-то легче сердцу,
Веселее взглянешь.

Нормальное творение исторического мифа с целью самоутверждения. Даже мелочи не смущают - большинство украинцев никогда не были казаками, казаков как православных в курганах не хоронили. Но раньше жрачки и выпивки было много, жили весело, была некая свободная Украина, а не реестровое казачество, получавшее бабло из рук польских магнатов.

Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!
Братались з вольними ляхами,
Пишались вольними степами,
В садах кохалися, цвіли,
Неначе лілії, дівчата.
Пишалася синами мати,
Синами вольними... Росли,
Росли сини і веселили
Старії скорбнії літа...
Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз і крові,
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп'яли.
Поникли голови козачі,
Неначе стоптана трава.
Украйна плаче, стогне-плаче!
За головою голова
Додолу пада. Кат лютує,
А ксьондз скаженим язиком
Кричить: “Te Deum! алілуя!..”

Отак-то, ляше, друже, брате!
Неситії ксьондзи, магнати
Нас порізнили, розвели,
А ми б і досі так жили.
Подай же руку козакові
І серце чистеє подай!
І знову іменем Христовим
Ми оновим наш тихий рай.

Призыв к дружбе с поляками. Раньше жили хорошо, но пришли ксендзы ваши и ваши магнаты, испортили нам жизнь. А иначе бы продолжали дружить. Снова вдалбливается мысль, будто все до поляков были не податным населением киевских князей, а вольным казачеством. Короче, политика и пропаганда.


Не женись ты на богатой -
Выгонит из хаты,
Не женись и на убогой -
Проживешь недолго,
А женись на вольной воле -
На казачьей доле:
Как была она - такою
Будет ввек с тобою.

Тоже понятно, в браке украинцу уготована роль подкаблучника. Не буду спорить. Есть тому печальные примеры. Далее простой вывод - не женись во имя свободы и бытия казаком. Схожая идея, все в казачество, а реальные казаки, кстати, женились и могли жен на место поставить.

Кстати, на русском эта тема решается куда лучше. По клипу, да и можете погуглить и найти стихи, важность казачьей воли не сочетается со страхом, что, женившись, казак станет подкаблучником. Такой стиль более близок истинному казаку, да и у женщин вызовет иное, лучшее отношение.



И что не верно в том, что Шевченко выше Некрасова не прыгнул бы, если бы писал именно по русски, а не стал работать на четкий проект политического мифотворчества именно для малороссов? Что не верно в том, что на уровне Тараса Шевченко отнюдь не сложно писать? Правда в том, что ещё при советской власти Пастернак и Заболоцкий при переводе вылизали бы Шевченко до уровня Шекспира и Пушкина, если бы это было возможно. У нас же даже имя автора, сочинившего песню, которая на порядок выше стиха Шевченко, с удовольствием похерили. Реально казачье для всех властей с 1917 года - это реакционное и злодейское. Повторюсь, Шевченко был абсолютно прав, когда взялся за проект вбивания в головы украинских крестьян, будто они все особые, они все казаки, они все подкаблучники. Это не значит, что он был бездарным, но в рамках именно русской культуры ему с его претензиями на особый талант делать было нечего. А Достоевский имел иные основания для самооценки и объявил себя русским, хотя мог бы в силу польских кровей податься в классики украинской и польской литературы одновременно.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments