Сейчас много пишут, что мальчика надо воспитывать так же, как девочку, чтобы он был аккуратным, вежливым и неагрессивным, и чтобы делал все по дому. Я про первую часть даже ничего говорить не буду, потому что мужчины могут так оформить свою неагрессию, что мало никому не кажется. Скажу про вторую.
Когда мальчику говорят, что он должен выполнять определенные операции по заботе о членах семьи, ему вручают бульон из-под яиц. Потому что любая забота помимо самого действия включает в себя еще два важных компонента: контроль за пространством, где действие производится, и вознаграждение в виде благодарности того, о ком ты позаботился. И эти два компонента фактически окупают все затраты на проявление заботы. Однако их нужно уметь добывать самостоятельно. И вот об этом никто не говорит. Потому что контроль просто так никто не отдаст, это дела все любят перепоручать, а контроль стремятся оставить себе. Но контроль мужчины еще худо-бедно могут отжать, на работе научились. А с благодарностью все намного хуже.
Благодарность возникает только в тех случаях, когда забота проявлена в такой форме, в которой она действительно нужна. Эти формы не универсальны, только абстрактные девы в интернете мечтают о букете и кольце. Реальные люди не делаются под копирку. И то, что нужно одному, совершенно не нужно другому. Возраст людей не имеет значения, каждый младенец имеет свои собственные взгляды на то, как ему надо делать хорошо. И только если ключ подошел, возникает теплая волна благодарности, даже если не сказано ни одного слова.
Чтобы получить эту благодарность, нужно не только найти нужный ключ, но и уметь поймать эту волну. И это очень тонкие вещи. О них крайне мало где говорят, и если мужчина не имел возможности увидеть такое своими глазами, ему негде будет взять эту модель поведения. В этом случае забота о домашних превращается в незаслуженную каторгу, и мужчина подпишется на нее, только если все пацаны вокруг сделают то же самое. Насколько я понимаю, Запад решил пойти вторым путем и врубил соответствующую пропаганду. И это поможет включить мужчин в хозяйство, они в принципе и так уже в нем. Но не поможет решить основную проблему — не объяснит, зачем это вообще было надо.
Надо понять логику воспитания женщин на Востоке, например, в Азербайджане. Мужская помощь должна быть нацелена не только на помощь в семье, но и на воспитание понимания незаменимости мужчин. Мужчина ходит на рынок, чтобы, если женщина туда пошла бы сама, то в силу неопытности её надули бы, она поняла бы важность мужчины. По схожей причине женщину не надо учить вождению машины, серьезным покупкам, каким-либо сложным наукам и так далее. В этом есть принципиальное отличие от европейской семьи, где мужчина делает в первую очередь руками то, что женщина в принципе не может сделать или сделает хуже.
Либеральный ответ на европейский подход к помощи в семьях и разделению профессий был четким - мы искусственно сделаем так, чтобы секретарша получала больше инженера. Правда, в итоге в Европе возник дефицит водопроводчиков, слесарей и токарей, поэтому им пришлось платить больше, чем офисным работникам. Ради борьбы с этим Европа занялась аутсорсингом. Зато с мусульманами возникла проблема. Изнеженной мусульманке противно стоять за станком в ткацком цеху или напрягаться во время учебы в школе. Зато мусульманские мужчины весьма грубо посоветовали либералам не лезть в их семейные отношения.
Естественно, приучение мальчиков к труду носит ныне четкий феминистический характер - мама всё равно остается начальницей, мама всё равно всё сделает лучше, мама всё равно будет прежде всего не благодарить, а контролировать и оценивать. Мужчина приучается к тому, что единственный надежный способ сохранить авторитет это купить его, если денег много.
Но есть китайский способ. Это заниматься даже простым домашним трудом так, чтобы развить в женщине комплекс неполноценности. Если стирать, то стирать лучше женщины, если готовить, то готовить лучше женщины. Женщина должна понять свою неполноценность во всем, даже в протирке пола, причем понять всерьез. Подмела пол - ткнуть в соринку и вытереть. Пусть дети смотрят, что папаша всё делает лучше. Надо живо интересоваться ценами и брать жену в дискуссиях о покупках измором - пусть поймет, что муж лучше знает, где, что и почем. Обычно женщина не выдерживает необходимости соревноваться с мужчиной в способности выучить многочисленные цены, скидки и наименования. Западный мужчина почитает для себя ниже достоинства соревноваться с женщиной в знании цен на кофточки, китайский занудствует и выдает это за великую заботу. В любви к детям идет соревнование, которое не позволяет женщине власть над детьми в стиле мать - добрая, мужчина - это строгость и наказание. Для детей лучше будет иначе - папа добрый, а мама дура и истеричка, которой папа исключительно в силу доброты и любви к ребенку посвятил лучшие годы жизни. При таком подходе мама будет придираться, а папа благодарить ребенка за помощь.
Впрочем, одним из лучших методов борьбы с женским своеволием остается известный метод - сделать женщине несколько детей и хорошо кормить, чтобы поняла - такие постаревшие, жирные бабы уже никому не нужны. Но это сложный метод, поскольку, не дожидаясь мужского вызова, женщины стихийно стали максимально долго уклоняться от брака и рождения ребенка, а также сделали себе культ из фитнеса. Ощущение возможности сбежать от одного мужчины к другому стало символом возможности хорошего женского настроения и важности своей семейной роли. И тут крыть нечем, поскольку не важно, насколько само ощущение объективно, главное, что оно дает силы и ощущение собственной значимости.