kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

О японцах и чужих культурах

Навеяно https://kosarex.livejournal.com/3226346.html
https://kosarex.livejournal.com/3225901.html
Естественно, разговор о японцах весьма сложен и непонятен для далеких от таких проблем. Или вы очень долго и серьезно изучаете чужую культуру, знаете язык, реальные обычаи и поведение, или вы оказываетесь в положении обывателя, который не может понять, что человек, изучавший пять лет физику, ещё не физик, если не имеет кой-какой талант, если же он имеет талант и успехи, то в конкретной области физик, однако, даже просто имеющий диплом физика не может объяснить ряд вещей в двух словах. Относительно востоковедения ещё сложнее, вечно обывателю кажется, что можно всё объяснить в двух словах. Пардон, даже востоковеды не замечают, как их понимание мира зависит о конкретных знаний и возраста.

Сперва поговорим о возрасте. Пока вы молоды и полны энтузиазма, вы отдаете энергию даже при всем эгоизме характера или желаний. Вы увлечены страной, вы открыты знаниям, вы готовы приспосабливаться. В тридцать лет начинается несколько иное состояние. Если вы чего-то не получаете, вы вдруг способны разглядеть негатив, который раньше не хотели видеть. В сорок лет вы не просто в состоянии разглядеть негатив или приспособиться так, что вы в упор не замечаете негатив, у вас появляется естественный вопрос - что вы уже получили в обмен за приспособление к негативу. Причем, данный вопрос относиться не только к иноземной, но и к своей культуре, к своему обществу, к своей личной жизни. Подобное отношение может появляться у людей намного раньше, но тут есть своя опасность. Например, нами правят умные-разумные Буратины, которые некоторые вещи в силу эгоизма и отталкивания понять не могут. Чубайс не мог понять, что его слова о необходимости вымирания предшествующего поколения во имя рынка вызваны неприятием возрастных черт, то есть способности задать вопрос - согласились мы на рынок по Чубайсу, а что получили? Таким как Чубайс хочется, что бы им только давали, да ещё с энергией молодости, самому что-то дать в ответ ему принципиально не хочется. В итоге подход по Чубайсу только сдвигает цикл взросления. Уже в тридцать лет надо больше думать о том, сколько тебе дают, а не о том, сколько ты кому хочешь дать.

Глобализация тоже заставляет подумать с этой точки зрения, а в итоге вопрос об утрате способности смотреть на мир через розовые очки становится более актуальным. Вопрос же о том, что из себя представляют реальные японцы, достаточно актуальный и тесно связан с вопросом о том, что мы с этой Японии имеем? Это не вопрос японофобии, хотя японцы и либералы будут возражать. Я, например, ничего не имеют против перуанских индейцев, пускай себе живут счастливо, но понятно, что я ничего с них не имел и не буду иметь. Нет у меня возможностей поездить по Латинской Америке и в Перу заглянуть, да и вообще, были бы возможности, использовал бы их иначе. Другое дело, что меня призывают толерантно относиться к перуанским индейцам, поскольку хотят, чтобы они приезжали в Москву, работали бы в торговле и на стройках, делали бы карьеру в ГАИ и прочих силовых структурах, то есть, хотят мной с ними расплатиться за свои поездки в Перу, инвестиции в перуанские рудники, отдых на перуанском побережье и так далее. Точно также меня призывали любить Японию или Грузию, поскольку мной хотели расплатиться вполне конкретные люди у нас не только во власти, но и просто обыватели. Поэтому у нас критика воспринимается часто именно как угроза и помеха превращению человека в товар. Это ситуация, когда грани между защитой и агрессией стираются. Очень трудно провести границу, где отталкивание является защитой, а где нападением, где это защита от чужих, а где от своих. Японцы, кстати, очень хорошо защищаются своим отношением к миру, но эта же защита одновременно является для них средством давления, то есть агрессии против окружающего мира.

Тут, всё-таки, вопрос надо адресовать к своим. Кто, например, настолько свернул и зажал обучение французскому боксу и ушу, что потом из карате сделали культ? Кто навязывал нам японских красоток на постерах? Кто умилялся японским домикам, в которых нам жить просто противно? Это умиление сплошь и рядом было унижением. Совершенно не случайно в мире создали культ самураев, хотя эти самураи в военном отношении рядом не стояли с испанскими конкистадорами, а потом с европейскими батальонами, вооруженными ружьями со штыками. Самурайская конница была бы разгромлена в первом серьезном боя с европейской только потому, что обе стороны главным оружием имели пики, а размер европейских лошадей вызвал бы панику у мелких, японских лошадок. Их лошади были бы смяты, взбесились бы под всадниками и понеслись прочь.

Тут надо помнить, что нас рассматривают как товар, которым можно торгануть. Наше умиление японцами это товар. Патриотическое неприятие японцев тоже в определенных случаях только товар. Реальные же японцы это вполне серьезные люди со своими интересами. Культура и история у них тоже интересны, но, естественно, они торгуют своими культурой, историей, разными традициями в своих интересах. 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments