kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Крестьянская война в Германии 1525 года.

https://greenorc.livejournal.com/1025419.html
Начну с цитаты:

"В эпоху холодного оружия власть покоилась на владении холодным оружием. Сложное искусство требовало ежедневных многочасовых тренировок. Само по себе обладание мечом не прибавляло человеку силы. Без искусства фехтования меч являлся неудобной железной заостренной палкой, только мешающей в драке. Овладение искусством фехтования требовало ежедневных многочасовых тренировок. У крестьян, ремесленников и купцов не было столько времени, что исключало возможность превратить их в силу. В эпоху холодного оружия основной силой были рыцари.
Устоявшийся порядок вещей казался непоколебимым. Каждый занимался своим делом, не имея ни времени, ни возможностей заниматься делом чужим. Крестьяне пахали, купцы торговали, ремесленники делали поделки. Воины собирали налоги и с тех, и с других, и с третьих.


Максимум крестьян и купцов хватало на бунт. Иногда это собирало целые крестьянские армии, как в случае с Мюнцером, поднявшим немецких крестьян против светских князей и разжиревшего священства. Он зажигал сердца крестьян необычайной силой и страстной пламенностью речей, призывая к справедливости. Но при этом прекрасно понимал цену своему войску. И рыцари понимали. Бой крестьянской армии с профессиональным рыцарским войском всегда будет "избиением младенцев".
Мюнцер до последней возможности избегал боя. Когда он был вынужден принять бой, ровно так и вышло. Рыцари игрались с крестьянами, как кошка с мышкой. Крестьянские воины, понимая безысходность своего положения, стали... молиться. Рыцари ездили между рядами молящихся и рубили их, потому что в их глазах бунтовщики были хуже еретиков. Крестьяне попытались сопротивляться, но это ничего не изменило. Рыцари просто развлекались на воинах-крестьянах, согласившихся побыть живыми мишенями."
(Ю.В. Шалыганов, Проект Россия).



Итак, что мы видим? Абсолютную беззащитность тогдашнего крестьянина перед властью. С другой стороны, столь же абсолютное отчаяние крестьян - восстать без надежды на победу, пойти на верную смерть против рыцарского войска, это означает быть доведенными до крайности. Голод, нищета, налоги, несправедливость. И никуда не денешься - сделать нельзя ничего. Остается только терпеть, пока не умрешь.


На самом деле, все совсем не так. Проблема крестьян только выглядит неразрешимой, а власть рыцарей над ними - абсолютной. На деле, как раз рыцари абсолютно зависимы от крестьян, потому что их как рабочую силу заменить нечем.


Это тот случай, когда тюремные стены находятся не вокруг человека, а в его голове. Крестьяне зависимы и беззащитны лишь в силу фанатизма и догм, в котором их воспитали.

В действительности, их ситуация предполагает выход в виде массового самоубийства, а вовсе не восстания. Это решение, крайнее или даже невозможное в иной ситуации, в ситуации беспросветной, голодной и бесправной крестьянской жизни (иначе откуда бунт, это же верная смерть в то время) - очевидное решение.


И еще это оружие. Крестьянин ничего не теряет в случае смерти - его жизнь такова, что по нашим понятиям мы сочли бы ее пыткой. Его семья тоже голодает, живет в грязной лачуге, ходить в грязной рванине - при всей грубости и жестокости тогдашних люлей, полагаю и им было невыносимо тяжело. Ценность такой жизни отрицательна для ее владельца.

А вот последствия для властей, если бы самоубийства крестьян приняли характер массовой эпидемии - хуже любой войны. Причем, они в этой войне безоружны, любое насилие с их стороны работает против них.


Кроме того, готовность человека к самоубийству делает его очень опасным врагом. Потому что контактов с крестьянами рыцари и тем более их челядь избежать едва ли могли, меж тем любой такой контакт мог обернуться внезапным ударом ножа от человека, которому нечего терять и которому не требуется действовать так, чтобы победить рыцарей и остаться в живых. Ему не нужно пытаться поднять восстание, собрать войско из крестьян и пытаться победить профессиональную армию рыцарей. У него намного более простая задача, и остановить его почти невозможно.

В реальности, крестьяне при должной самоорганизации (а она, как мы видим из истории крестьянских войн, была вполне достижима) могли бы диктовать феодалам условия, причем представляя в том числе и определенную физическую угрозу.


Но достаточно промыть людям мозги, и они становятся совершенно безопасны. Вот, собственно, причина строжайшего табу на самоубийство в христианстве. Это плоды усилий тех же людей, что "творчески перерабатывали" под свои интересы Новый завет, Деяния апостолов, обряды и "богослужение". Такая вот сакральность.

Пост скопирован полностью. У автора претензий быть не должно. О праве или запрете человека на самоубийство можно говорить сколько угодно, пока человек не взялся всерьез за оружие. О праве человека рассуждать в ЖЖ тоже можно говорить сколько-угодно. Естественно, оно для простых людей не отменяется тем, что за дело может взяться человек моего уровня. А теперь продолжу замечание по поводу права на самоубийство. Это право является неотъемливым правом военных людей и не может быть отменено никакой церковью. Право на дуэль и право застрелиться взаимосвязаны. Любая армия, стремящаяся к боеспособности, находит способ смотреть сквозь пальцы на нарушение церковных запретов.

Крестьянскую войну в Германии невозможно понять без трех фактов. Первый, уже пара веков как существует Швейцарская конфедерация. Второй, только в 1513 году завершилась столетняя экспансия швейцарцев вовне, когда они успешно били рыцарские войска и в итоге стали конфедерацией 13 кантонов. Третий, простые крестьянские парни под кликухой ландскнехтов в 1525 году при Павии побили всех противостоящих им рыцарей, которым пришлось прятаться за спинами швейцарских пехотинцев, но ландскнехты разбили также швейцарцев и втоптали рыцарей в грязь. Обратим внимание на совпадение дат - грандиозные успехи ландскнехтов, перед которыми трепетала вся Европа, убожество крестьянского восстания 1525 года.

Вопрос - почему в Германии не повременили с восстанием, могли подождать, когда ландскнехты вернуться? Ответ простой - с козлами не объединяются. Ландскнехты это такие же, казалось бы, деревенские парни, крестьянское брожение началось в 1524 году, они могли бы присоединиться, возглавить, научить воевать. Но они пошли туда, где в них настолько нуждались, что им дали аркебузы, копья, мечи, латы и прочее. Зато восставшие в Германии использовали победу ландскнехтов при Павии. Ландскнехты победили 24 февраля 1525 года, а к решительным действиям восставшие приступили в апреле 1525 года. Они решили, раз те могут, то и они смогут. Не важно, кто кого больше считал козлами, но история расставила всё по своим местам. Швейцарцы умели воевать, ландскнехты умели, эти не умели и не хотели ни научиться, ни потратиться на оружие и военную подготовку.


Вся история теоретизирования в ЖЖ как раз показывает, что именно незнайки завоевывают и ведут за собой массу. После чего определенный круг лиц предпочитает их лидерству не подчиняться. Сопоставление дат тоже требует кой-чего в мозгу. Нам ведь вполне сознательно дают историю определенным образом. Я сам читал Историю крестьянской войны в Германии, написанную безо всякой связи в историей Швейцарии и истории ландскнехтов. Подлинно марксистский подход - крестьяне не могли победить в силу отсталости, умолчим, что рядом победили.

Можно написать историю войны провокаторов с Ельциным в 1993 году. Руцкой с Хасбулатовым, Ачаловым да Макашовым повели себя так, что способные им помочь просто начали от них шарахаться. Можно написать историю Рохлина, как от него начали шарахаться его бывшие друзья и потенциальные союзники. Не хотите историю клоунады-2012? Почему не победили? Таким победы не полагается.

Я могу предположить, что католическая церковь, несмотря на происпанскую позицию Папы Римского, в то время разделилась на симпатизантов испанцев и немецких князей с одной стороны, а с другой стороны были симпатизанты французского короля, Швейцарии и ряда итальянских государств, которых после битвы при Сезии в 1524 году лишили влияния на Италию и прежнего влияния на Папский престол. Уж больно даты совпадают. Но это не отменяет главного - надо ставить на людей, которые что-то могут и что-то понимают. Надо вовремя обеспечить оружие, военную подготовку, профессиональное руководство, а не вести себя как Стрелков-Гиркин в Славянске.

Особенность идеологической обработки, среди прочего, заключается в том, что часто вперед выходят с протестом и завоевывают симпатии именно неспособные к решению задач протеста граждане. Переломить ситуацию за счет одной идейки, вроде, разрешим самоубийство, в принципе невозможно. Не надо обольщаться и других обольщать. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments