Желание Булгакова стать официально признанным писателем довело его до иступления и здорово помешало его творчеству. В таких случаях мы имеем конфликт желаний - желание писать для власти и желание писать от души, желание успеха как мотивации в творчестве и потребность в объективности как мотивации в творчестве. Желание успеха заставляла писать Батум, желание объективно отразить своё видение мира заставляло продолжить Мастер и Маргариту. В итоге трагедия, усиление болезни, неправильное отношение к Сталину как к всемогущей силе.
Реальный Сталин даже Горького не смог спасти, хотя отомстил за его смерть жестоко. Реальный Сталин не мог до конца бросить вызов волне поклепов и большевистского неприятия Булгакова. Но, когда все вокруг верят и боятся, очень трудно посмотреть на себя и жизнь спокойней. Я не думаю, что именно Сталин убил Булгакова, большевистская шиза не только на Сталине держалась. Страна захлебывалась не только от крови репрессированных, но и от шизы. Вспомним куплет из песни Широка страна моя родная.
За столом никто у нас не лишний,
По заслугам каждый награжден,
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный сталинский закон.
Прекрасная песня, но в сочетании с голодными смертями, голодоморами, с грабежом крестьян и нищими пайками для рабочих все чувствовали, что к столу подобраться и хоть булку хлеба получить ой как тяжело. В лишние попасть просто, а назад никак. И насчет заслуг понятно - кому кремлевский паек, дачи, квартиры, авто, а кому за тоже самое ГУЛАГ, пытки, расстрелы. Шиза пропагандировалась как норма жизни. Роман Мастер и Маргарита тем нормален, что именно шиза там показана как норма. Шиза была выше Сталина.
Сейчас мы имеем нечто схожее - в соцсетях и СМИ нагнетается шиза. Шиза выше Путина - Путины приходят и уходят, а шиза остается. Это мы сейчас понимаем - нечего и мечтать, что Путин позвонит и спасет от шизы бытия. На меня некоторые обижаются за то, что я издеваюсь над шизой, но я уверен, что, когда речь касается их личной жизни, они очень стараются оградить себя от шизы, которую сеют вокруг. Тут-то пора нашему обществу понять, что безумие является не только способом мобилизации масс, но и выстраивания иерархических отношений. Булгаков этот момент в своем творчестве очень хорошо отобразил, но продолжал надеяться на некое спасение. Увы, законы иерархии как раз расчитаны на прямо противоположное - шиза торжествует, а спасения не полагается.