Однако, для нынешней РПЦ не менее важен андроповский период про кототорый хочется иронично сказать - И возродил Андропов РПЦ по образу и подобию своему. Взлет контролируемой церкви готовился очень организованно. Для Андропова всегда очень важен был порядок. Был порядок в рядах еврейской оппозиции, был порядок в рядах русских националистов, столь важный для роста ненависти к России в рядах еврейской оппозиции, был порядок среди цеховиков и бандитов. Даже Япончика посадил Андропов, чтобы не рулил хвост собакой, а знал место. Невольно вспоминаю из Белого солнца пустыни - всё было своё, своя таможня, свои контрабандисты. Сейчас тоже всё своё, а порядка нет.
Андропов не просто управлял РПЦ с помощью священнослужителей в погонах. Он четко решил проблемы труда и оплаты. Базовая ставка попа - 300 рублей в месяц, певчим - по 180 рублей в месяц. Понятно, что у попа были дополнительные доходы - пожертвования, деньги за исповедование и отпевание. Но приход приходу рознь. Кто-то мог купить жигули, кто-то имел очень мало приработков. Гарантированная плата за труд сделала работу в церкви привлекательной. Да, религию хают в печати, непочетно быть попом. Но многие в России имели триста в месяц плюс подработка? С таким заработком можно было свысока смотреть на атеистов - они Богом обижены, хороших денег не имеют, а критикуемые ими попы живут лучше.
Конечно, работники КГБ имели иные должности, открывавшие дорогу к иным доходам. Недаром Невзоров одно время хотел стать именно священнослужителем с погонами - много денег. Только узнав о денежных перспективах в иных областях, которые открывала перестройка, променял он церковь на иную деятельность.
В 70-ых гг. взяла меня мать в дополнении к группе иностранных коммунистов на визит в Сергиевскую лавру. Не просто памятники смотрели, встретились с руководством лавры, посетили семинарию. Изнутри отношения священнослужителей выглядели нормальными, советскими, атеистическими. Даже тональность обращения монахов друг к другу типа брат Владимир звучало как коммунистическое товарищ Сидоров. Только экскурсовод по музею христианства при семинарии, закрытого для посещения обычными туристами, напомил верующего в нашем понимании. При этом всё функционировало как отлаженное подразделение нормального, управленческого офиса. Нам приехавший с группой работник КГБ указал на сослуживцев в рясах. Их поведение ничем не отличалось от поведения простых священнослужителей.
Ц ерковь возрождали с прицелом на рост в будущем. На пасху церкви не вмещали желающих, зато в остальные дни было видно, что они почти пустые. В иные праздники часто один поп приходился на 50 верующих и меньше. Попы привыкали жить и работать спокойно, с чувством уверенности в будущем. Другое дело, что они не понимали, насколько будущее близко.
Не менее важен момент, что Андропов контролировал и управлял, но отнюдь не дергал РПЦ по мелочам, не провоцировал свары, не требовал разных плановых показателей как на заводах и в колхозах. Другие надрывались, принимая встречные и поперечные планы, а в РПЦ дурью не маялись. Зато Андропов пресекал рвачество и воровство среди попов. Певчие и пономари получали зарплату вовремя и в полном объеме. Он знал, что рубль животворящий может многое сделать только при должном контроле. Ещё важнее - попы не были столь обремены вечно подлаживать под политику и все изгибы и выкрутасы власти. Да, одобряли, да, не боролись, но в целом процветала беззаботная аполитичность.
Я к тому, что взлет церкви при Горбачеве и Ельцине готовился пару десятилетий, куда дольше и основательней, чем большевики к Первой русской революции. Многие потом стали искать работу в церкви в поисках спокойной и сытой жизни. Не народ увлекся религией, а КГБ тщательно готовило народ и церковь к увлечению религией. Дальше произошло неизбежное, когда маленькую организацию превращают в большую - вдруг вылезло наружу то, что КГБ успешно гасило пару десятилетий. Потенциальная жадность стала реальной, подчиненность из скрытой стала откровенной, глупость из подавляемой стала торжествующей, зато осталась готовность подчиняться и иметь за это хорошие доходы. Но это уже иной этап.