Обычно влияние Ленина сводят к письменному наследию, его клятвам в верности марксизму, призывам к пролетарской диктатуре, партийной дисциплине, расстрелам, конфискациям, взятиям заложников, обещаниям устроить жизнь при коммунизме и так далее. Отсюда у последователей Ленина возникает пустая иллюзия, будто Ленина можно примирить с современностью или конкретной страной - что-то не публиковать, что-то исказить через комментарии и псевдонаучные рассуждения, что-то соврать. Чуток наврал про доброго Ильича, Ленин стал современен, обаятелен, полезен. Выдернул текст вне контекста - пора строить марксисткий капитализм с гуманным лицом, вступить в ЕС и НАТО, деньги держать в офшоре. Однако, это иллюзия. Что-то, да подгадит.
Другой момент влияние тоже понятен - эмоциональный текстов. Одному эмоциональному настрою соответствуют одни поступки, другому настрою - иные. Ленинский эмоциональный настрой такой же серьезный фактор, как эмоциональный настрой авторов Библии или журналистов в СМИ. Никуда не деться от того, что тексты Ленина в принципе не имеют ничего общего с целями писателя или философа - создана некая картина действия или видения мира, почитал, посмотрел пьесу, окончил просмотр или чтение, учти, что это только одна из точек зрений. Решай сам, что верно, а что ложно. Конечно, литература и философия сплошь и рядом связаны с компостированием мозгов, но простая, ленинская записка в стиле "пора побольше брать заложников и почаще их расстреливать" это выполненный в прошлом приказ, а рассуждения некого героя романа. Отсюда несколько иное воздействие на подсознание. Точно также обещание в 1920 году тогдашнее молодое поколение будет жить при коммунизме это то ли невыполненный приказ, то ли заведомо безответственное обещание. Так что, современная фраза "обещайте, что угодно, а вешать и расстреливать будем потом" пахнет откровенным ленинизмом, хотя автором фразы казалось, что от неё идёт дух чисто украинского национализма.
Однако, самое важное это конкретное поведение Ленина. Тут влияние кажется незаметным, а эффект тем сильнее. Приведу пример. В 70-ые и 80-ые начали свою карьеру разные Япончики и Тайваньчики. Их поведение нашло живой отклик у лучших представителей советской интеллигенции - Кобзон, Пугачева, Мамардашвили, Говорухин, Высоцкий, всех не перечесть, а также работников СМИ. Их поведение пиарили представители МВД, пытаясь навязать уголовному миру удобные для контроля над ними некие понятия и воровские законы. И что мы получили в конце 80-ых и начале 90-ых? Кино позволило всем узнать, что самый клёвый способ получить деньги это положить на тело человека утюг и включить его в сеть или сунуть ему в зад кипятильник и тоже включить в сеть. Мы научились болеть душой за воров в законе. Когда уже в следующем веке Япончик умирал в больнице, за его смертью следила вся страна, будто умирает Герой Советского Союза, выдающийся политик, ум, честь и гордость нации. Душа журналистов не выдерживала бушующих в ней страстей. Нам показывали целехонькую винтовку СВД, а они писали, что преступник после покушения разбил её, поскольку личность, которую он подстрелил, слишком выдающаяся, винтовку надо разбить, словно бокал после тоста за императора. Хотя, будем честны, Япончик не хотел воспитывать из нас конкурентов себе на голову, но его личность оказала на нас воспитующее и направляющее воздействие. Думать, будто Ленин не воспитывал нас, тоже иллюзия. Будьте уверены, что даже в разборках на кухнях в коммуналке многие женщины проявляли истинно ленинскую нетерпимость, а уж ленинский дух в доносах и анонимках невольно копировался.
Продолжу после.