kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

Аналитика и просто политика с точки зрения рекламы

Помнится, когда был студентом, дали нам какого-то лектора для знакомства с аспектами пропаганды. Напутали, решили, что, раз у нас военная специальность спецпропаганда, то мы - журналисты. Несколько лекций он дал, пока его не отозвали. Он знал, как пудрить мозги советстким гражданам, но все его рекомендации не подходили для пропаганды на китайских солдат и офицеров.

Один раз он четко поднял вопрос о субботниках, работе в Сибири на комсомольских-ударных, борьбе за перевыполнение встречных планов и прочем. Сказал он очень просто - да, пропаганда всяких трудовых подвиг без адекватной оплаты труда дает слабый эффект. Но надо учесть крайнюю дешевизну рекламы в расчете на получаемый потом рубль прибыли. Если каждый сотый-трехсотый клюнет на рекламу хотя бы на месяц, в целом это много людей, а расходы на пропаганду мизерны. Газетные полосы надо хоть чем-то заполнить, цена журналиста это 150-300 рублей в месяц. В расчете на одну статью выйдет рублей тридцать, а охват многомиллионный. Ни одно капиталовложение в иные сферы так не окупается. Поэтому продолжается и будет продолжаться пропаганда ударного труда, хотя она трогает очень немногих.

В общем, верно. У нас сейчас ещё более занятная картина. Есть дорогой рынок рекламы. Фирмы тратят огромные средства на пропаганду моющих средств, подгузников, машин, сосисок из сои и так далее. А сколько стоит реклама Грефом идеи отдавать стариков в богадельни и обогащать бизнес на стариках? Нисколько, Греф с удовольствием и практически бесплатно скажет выгодную его дружкам гадость, СМИ бесплатно растиражируют, могут даже Грефу маленькую денежку выписать, мол, приходите чаще и несите вздор. Народ схавает. Сколько стоит реклама в устах Интернет-аналитика о том, что вместо долларов и евро надо копить золото? Тоже ерунда, интернет-умники не получают тех денег, которые платят рекламщикам автомобилей или айфонов. Вдобавок, зарплата им всё равно капает за работу на правительство. Можно просто приказать поднять тему или порекомендовать. Им чуток денег, а торгующим легальным и нелегальным золотом хорошая прибыль.

Конечно, вся подобная реклама вписывается в общую схему пропаганды за счет дополнительных материалов, но на дополнительные материалы деньги уже отпущены, коррекция тем дополнительных расходов не требует. Приказал, указал, порекомендовал, и хватит. Реклама как бы политическая, но по сути деловая отлично вписывается в пропаганду чисто политическую и/или пропаганду либеральных ценностей. Рекламу корортов Крыма можно сочетать с пропагандой патриотизма, Крымского моста, эффект в миллионы туристов, а вложения копеечны. Разоблачения Навального очень помогают рекламе госслужбы или службы в силовиках - приходите, у нас славно живут, сделаете карьеру, будете жить во дворце. Сам же Навальный стоит дешевле рекламы подгузников.

В той лапше на уши, которую мы получаем, политика и реклама причудливо сочетаются. Иногда сложно разобраться, где только политика, а где ещё реклама. Но такова пропаганда, нам, например, объясняют, что жизнь на Западе полна ужасов, а у нас прекрасна. Стоит дешево, а какова выгода с точки зрение прекращения эмиграции и экономии на зарплатах? Обратная пропаганда, когда жизнь на Западе только чудесна и богата, тоже стоит дешева, а какова выгода с целью платить переманиваемым спецам поменьше? С точки зрения расходов в обоих случаях получается дешево, а экономический эффектик велик.

Недавно прочитал материальчик. Поляки решили улучшить качество принимаемых украинцев. Ездят по школам и приглашают бесплатно получать у них рабочие профессии. Тут деньги на командировки, ПТУ в Польше, а финны (у меня был материал) устами уехавшего в Финляндию карела агитируют приезжать в Финляндию и за свои деньги учить финнский язык и получать рабочие специальности. Да, так многих не заманишь, а где отдача выше? Ролики на ютъюбе стоят ноль евро, пацан из Карелии тоже ничего толком не стоит, ну, консультанту чуток денег кинули. Рабочих заманишь меньше, но в расчете на одного рабочего получим совсем смешную цену рекламы.

Конечно, не надо удивляться тому, что пропаганда получается, как и раньше, корявой. Тут и внутренний редактор мешает - нельзя затронуть чьи-то интересы. Тут и наращивание доли меркантильной рекламы в системе пропаганды. Трудно не порадеть своим людям ещё и ещё раз, не утомить читателя однообразием. Дешевизна развращает. Но всегда стоит помнить, что лапша на уши в тысячи раз дешевле лапши для супа. Отсюда принцип СМИ - народ нашей лапшой не испортишь, бери больше, кидай дальше. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments