kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Лук и развитие человека

Наконец-то нашли подтверждения, что лук и стрелы изобрел неандерталец 64 тысячи лет назад. Понятно, что не все особи сходу овладели луком, но для распространения его по планете больше тысячи лет не надо. Потом новым орудием не владели уже совсем отсталые общности. Мной прочитанная реакция весьма убога и марксистска - лук повлиял на социальную организацию общества. Тут можно возразить - как повлиял завоз русскими мушкетов, железных топоров и котлов на ханты и манси, чукчей и коряков? Больше повлиял факт торговли, переход от самообеспечения к обмену, но и тут заметить разницу сложно. Взяли меха или клыки моржа, пришли, обменяли, ушли.

Распространение новых методов добычи еды, конечно, повлияло на плотность населения. Но тут изобретений много, например, верши позволили спокойно охотиться. Прорубил прорубь, опустил верша, придет женщина, достанет рыбу, снова опустит вершу. Есть гарантированая еда, можно спокойно охотиться на мамонтов. Если нет морозов, то и без проруби рыба будет. Методов добычи пищи много. Уж забыл, какой американец в прерии встретил индианку. Бежала из рабства к себе за полторы тысячи километров, шла уже три месяца, ставила силки на кролика, ловила рыбу в ручьях. Посидит несколько дней, наестся, немного еды впрок и вперед. Даже лука со стрелами или копья не надо. Бушменке за исключением двух голодных месяцев в году требуется в среднем два часа, чтобы накормить семью собирательством. Высшая доблесть пигмеев в Конго это достать мед. Еды много, а сладкое хочется, но пчелы кусаются, да и строят дикие пчела улья высоко в дуплах.

Тем не менее, весьма символично, что изобретение лука и стрел раньше относили на один переломные период человечества - переход к мезолиту 10 000 лет назад, а ныне к другому периоду - перехода от неандертальцев к гомо сапиенс, то есть формированию человека. В любом случае эффект должен быть интересным.

Луки бывают разными, от маломощных до предельно крепких. Максимальное усилие растяжения для мощного лука порядка ста кг. Только особые силачи способны на такое. Зато результат от лука с усилием растяжения в 60-80 кг особый - медведя свалит, волка насквозь пронзит, тигру не поздоровится. Вот с человеческими отношениями сложнее. Они и без лука устаканивались.

По Библии мы знаем любимое, ближневосточное развлечение - побивание камнями. Сила в обществе никогда не решала всё. Год назад на Хованском кладбище случилось знаменательное событие - к таджикам с целью выколачивания дани явились чудо-богатыри, то есть бандюки, мастера единоборств. Явились, кстати, многие в защитных доспехах и даже с травматами. Но в ответ по ним стали кидать камни. Искусство единоборств оказалось бесполезным. Пришлось вызвать полицию, чтобы чудо-богатырей не поубивали. Читал про бушменов, кто-то взбесился, убил, так его потом пятеро бушменов убили из луков. Численность рулит, если знать, что кинуть и как выстрелить. Никакое карате не спасет, если знать, как с каратистами бороться числом.

Вопрос нечто в другом. До появления лука главным мужским качеством была способность схватиться с дикими зверями - тиграми, волками, медведями. Дубина и копьё требуют один психотип личности, когда храбрость и резкость обязаны превалировать над расчетом и самоконтролем. Эти качества мы видим у спортсменов в ряде единоборств. Погоня за скоростью и резкостью заставляет футболистов мазать мимо ворот, а боксеров наносить множество ударов. Кавалерийская рубка породила у китайцев пословицу, что у настоящего кавалериста сперва реагирует сердце, только потом голова. Так и было в древности, эти качества также надо было потом сохранить. Как писал Энгельгарт, русский мужик, услышав по лаю, что волки ворвались в селение, тащат собак и подбираются к скотине, выскакивал на двор, часто забыв про топор, с одним поленом. Из-за этого у некоторых шрамы - волки бросались в атаку.

Лук требует принципиально иных качеств, собранности, расчета, глазомера, но не избыточную резкость. Нужна сила, но необходимо также спокойствие. Не нужно мчаться на волка, пытаться вонзить копьё или ударить дубиной. Необходимо хладнокровие, когда противник мчится на тебя. При охоте лук тоже требует иных качеств. И, конечно, стремление сочетать полезные навыки в виде умения работы дубиной и умения стрелять из лука сместило понятия идеального мужчины в сторону рассудочности. Если раньше эмоциональность на грани психопатии в стиле берсерка была важным элементом выживания, то потом возникли иные требования к эмоциональности.

Можно много рассуждать, у каких народов преобладают качества, необходимые для стрельбы из лука, а у каких необходимые для атаки с копьем наперевес. Эволюция межчеловеческих отношений включала разные механизмы отбора, например, умение держать пальцы веером и пускать сопли из носу. Но, тем не менее, видно, что у монголов преобладают качества, необходимые для стрельбы из лука, а в Европе, если не брать северные народы вроде финнов и северных русских, преобладали качества, нужные для работы дубиной. Последние качества также откровенно преобладают у семитов. Зато арабы Саудовской Аравии спокойны, у них эмоции больше подходят для владения луком.

Изобретение ружья явно требует качеств, схожих со владением луком, - собранность в критической ситуации, отсутствие ненужной спешки и точность. Недаром на Дальнем Востоке стрельба считается медитативным упражнением.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments