Министр просвещения России Ольга Васильева, выступая в программе «Толстой. Воскресенье» на Первом канале, высказалась в защиту школьных учителей, которые не справились с заданиями по математике и информатике. Исследование компетенций педагогов проводил Рособрнадзор.
«Исследование является некорректным от начала и до конца. <…> Исследование не закончилось, результаты были опубликованы незаконченного исследования. Мое глубочайшее убеждение, что оно некорректно от начала и до конца»,— заявила министр (цитата по ТАСС).
Как сообщил Рособрнадзор, подведя предварительные итоги исследования, половина педагогов не справились с заданиями по математике и информатике, а также основам духовно-нравственной культуры народов России. По истории, экономике, «России в мире», русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Лучше всего педагоги справились с обществознанием и правом. Самый высокий уровень подготовки — у преподавателей русского языка и литературы.
Если говорить проще, то это капитуляция. Более того, иного быть не могло. Современные реформы в школе убили у преподавателей массу стимулов. Зарплата определяется не стажем и разными заслугами, а исключительно директором. Это значит, что директор одних не может тронуть, поскольку слишком мало платит, других не может тронуть, поскольку это актив, на который он опирается. Что такое актив? У меня сегодня был пост про учебник Карапетьянца и Тань Ао-шуан. Их можно тронуть? Они сами кого угодно со света сживут. Абсолютно не важно, корректный тест или некорректный. Важно иное. Если тесты для учителей были некорректны, значит, всю исследовательскую группу надо разогнать к едрене фене. Но этого не будет. Если тесты были с некоторыми ошибками, но в целом корректными, то надо увольнять более половины учителей. Я уже писал, что четверть двоечников среди преподавателей русского языка это без учета троечников. Половина заваливших тест математиков это тоже без учета троечников.
В нашей стране власть опьяняет. Кажется, что возможно всё. Ан, нет, разрушать можно всё подряд, а корректировать можно далеко не всё. Порядка десяти лет назад в правительстве РФ решили выполнить указание Лондонского обкома по повышению качества владения иностранным. В Москве трудно найти человека, у которого можно на английском спросить дорогу. Английский не нужен, а поддерживать скоростную реакцию на английские слова это очень трудоемкое занятие. Школа восстала, подняли бучу все остальные преподаватели. Они молчали, пока разрушали систему учебных программ, навязывали нечто непонятное, они молчали, когда дети мигрантов срывали нормальный учебный процесс, они молчали, когда директоров из нормальных менеджеров превращали в Богов, перед которыми обязаны лебезить все в школе, они молчали, видя коррупцию и невозможность нормально сдать ЕГЭ. Кто-то не молчал, чуток шумел, но в целом их можно было в бараний рог согнуть, и согнули. Когда же власть сделала так, что училка английского стала в два раза больше получать математички или преподавательницы русского, встали на дыбы в едином порыве учителя и директора! Пришлось властям пойти на попятную и вернуть в школьные заведения привычные понятия справедливости. Пусть для поддержания уровня знаний английского нужно раза в три больше усилий, чем для поддержания уровня знаний по математике, всё равно математичка главнее.
Проблема с бесплодностью попыток уничтожить репетиторов в том, что любое групповое преподавание зиждется на определенных традициях иерархии и восприятия личности. Две истории. Первая - послали меня после начала работы редактором на курсы. Среди прочего, повторяли русский язык. Преподавал язык крайне опытный преподаватель, я спокойно сидел, вспоминал. По итогам был диктант, потом оглашение результатов. Я был несколько шокирован количеством двоек, троек и четверок. Хотя процентов 60 было пятерок. Благообразный преподаватель вдруг с удивленным видом зачитывает - Богословский, пять. Я был удивлен - он, ни разу меня не спросив, своим опытным взором понял, что я могу писать с ошибками, но не понял, почему я могу писать без ошибок. У него уже в голове иерархия, хотя он ни разу меня не спросил. Я же задумался ещё вот над чем. С двоешниками понятно, кое-кто даже заплакал. Я посмотрел на троечников и хорошистов и ощутил, что их можно четко разделить на две группы. Одних ждали неприятности в силу их низкой авторитетности, другим даже тройка, не говорю уж о четверке, не помешает в карьерном росте. Это жизнь. Другая история - устроился в один институт преподавать английский. Попытался заставить нормально ходить на занятие группу, получил взрыв. Группа взбунтовалась. Только тогда я узнал, что в группе уже пришлось сменить семь (!) преподавателей за два с половиной года. Почему-то решили, что мужчина должен творить чудеса. А группу уже давно надо было расформировывать, часть студенток просто выгнать за лень и незнание. Если класс захочет только иммитировать учебу, он этого добьется.
Конечно, на всех можно найти управу, но только строго в рамках определенных правил, иначе ничего не получится. У нас неправильный настрой наверху от ощущения собственного всевластия и наличия интеллектуального превосходства, которого попросту нет. Поэтому власть время от времени вынуждена капитулировать, но лучше от этого не становится. Насчет тестов можно смело сказать - власть капитулировала, учителя это восприняли именно как капитуляцию.