Вроде всё верно написано, но с каким-то непониманием и тупым пиететом перед японцами. Итак, Василий Ощепков учился борьбе у самого Кано, основателя японо-голландской борьбы дзюдо. Вы не поняли? Кано не просто бегал консультироваться к голландскому врачу насчет эффективности того или иного приема, не просто спрашивал про захваты и приемы известные в Европе. Метод Кано вначале рекламировался именно как возвышение над традиционными, чисто японскими методами борьбы за счет обогащения их знаниями культурной Европы. Другое дело, что нам впаривают, будто всё в Японии основано за счет чисто японского ума и традиций. Кано как в воду глядел, его борьба получилась весьма эффективной и популярной у японцев и далее во всем мире.
Ощепков поступил в школу Кано, поскольку доказал своё природное превосходство над многими японскими конкурентами. Есть разные тесты. В Китае ставят ученика в позу лошади и смотрят, как долго он выдерживает нагрузку, как при этом начинают дрожать колени и так далее. В Японии Кано посадил учеников на колени и смотрел на реакцию - кто сколько выдержит, насколько способен при этом слушать его треп и так далее. Ощепков показал, что обладает отличной нервной системой и целом рядом иных, выявленных через тест достоинств.
Дальше самое главное. Высшие достижение Ощепкова в дзюдо это второе место по Японии, причем мы не знаем, проиграл ли Ощепков, или его засудили японцы. Практически в то время это второе место в мире. Это уже уровень выше понятий черного пояса. Есть такое выражения - бойцов мало, а спортсменов хоть пруд пруди. Черных поясов в РФ много, а взявших Союз или РФ единицы. С точки зрения японских традиций Ощепков имел полное право основать собственную школу борьбы и назвать её дзюдо. Японцы могут сколько угодно впаривать, что у Грейси не истинно японское джиу-джитсу, но это Грейси валял всех японцев подряд, а не наоборот. Так что, он имеет полное право на свою школу, а японцам надо только почтительно кланяться перед великим мастером, создавшим более сильную школу, чем они сумели. Если брать реальные достижения школы дзюдо Ощепкова, которую именуют самбо, то по боям "без правил" видно, что школа Ощепкова явно сильнее. Тут не второй дан надо вручать, не пятый-десятый, а просто понять, что Ощепков выше японских понятий данов как спортсмен и тренер. Кстати, основатель японского дзюдо Кано это не пятый-десятый дан, а нечто большее как явление.
Судьба Ощепкова была печальна в силу присущего большевикам презрения к личности и таланту. Весьма обычная судьба для патриота, непонимающего суть большевизма. Сбежал бы через Японию в США, прославился бы как основатель самбо уже в США. Получил бы награды за подготовку американского спецназа к войне с Японией. Никто бы не подумал его расстреливать. Вышел же в лидеры Харлампиев, которого из-за незнания японского языка в разведку не посылали. Зато Харлампиев сообразил, как знание Ощепкова подать в виде синтеза борьбы народов СССР, прежде всего грузинской, туркменской и прочих нерусских видов борьбы. Для этой роли Ощепков изначально не годился, поскольку его пребывание в Японии и занятия дзюдо не были секретом. Не надо думать, что Харлампиев был обидчиком Ощепкова. Обидчиком была советская система отношения к личности.
Был у меня как-то разговор с одним стареньким советским немцем. Его сестра была замужем за Харлампиевым. Он занимался боксом, потом стал тренером. Рассказ его был прост - тренировались с самбистами рядом и заходили посмотреть. Увидя корявый прием, шутили - это точно из грузинской борьбы. На хорошо проведенные приемы реагировали четко - а вот это явно из дзюдо. В 30-ые годы те, кто занимался самбо, отлично знали историю его возникновения. Об Ощепкове в СССР предпочитали не вспоминать, поскольку пресловутая советская культура и техника держались и держаться на присвоении или просто плагиате чужой интеллектуальной собственности. Этак можно вспомнить, что и гимн СССР основан на музыке дореволюционной песни Странник.
Ненужное преклонения перед японцами настигло Ощепкова даже в виде признания его заслуг.
Нелепо, какой-то японец стоит на заднем плане выпрямив спину, Ощепков почтительно склонился перед Кано. Главное это документ - высшее соизволение японцев считать Ощепкова мастером. Ощепков же не Стивен Сигал, получавший высшие черные пояса за прославление японского айкидо в американском кинематографе. В Японии же никто не будет ставить памятник Кано, в почтительном поклоне выслушивающем объяснения голландского врача, почему такой прием эффективен, а такой не очень. Могли бы ограничиться фигурой Ощепкова со скромной надписью - он валял японцев и основал школу самбо. После побед Емельяненко рассуждать о том, что эффективнее, дзюдо или самбо, как-то не камильфо.
И ещё, не надо забывать, что популярность именно японских единоборств создана не японцами, а американским кинематографом в рамках политики мультикультуризма. Нужно было создать образ сверхлюдей, стоящих по возможностям над белым человеком. После победы Мао Цзэдуна в Китае, китайцы на эту роль не годились. Выбрали японцев. Каратистам же не следует забывать, что карате Мацусито Оямы это продукт китайско-маньчжурских и корейских единоборств. Сам Ояма в детстве занимался в Маньчжурии, как он говорил, у маньчжура, хотя то мог быть китаец, просто в Японии такое признать было неприятно. В юности, когда родители переехали из Маньчжурии в Сеул, он занимался у корейцев. Потом приехал в Японию и стал побеждать всех. Пришлось японцам назвать его стиль японским, чтобы не позориться. Ведь их школы проигрывали ученику школ низших наций. Далее реклама карате и его выступлений во всем мире в рамках программы мультикультуризма. Ох, не верьте ни японцам, ни американскому кинематографу. Уважайте себя.