kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

За что вы битого Битова?

Ну, читал я Колесо Битова. Не был в восторге, даже не понял восторг. Я не говорю, что непрофессиональная вещь. Вполне профессиональная для меня нудятина. Кто писал лучше? Сейчас, конечно, завоевать читателя проще - можно долго писать о сексе, психопатах, норковых шубах, пальмах и яхтах. Битов писал о мотогонщиках на льду и совершенно не сочетал тему гонок на льду с пальмами и шлюхами. Маленький круг фанатов спорта, одни гоняют по льду, другие мерзнут, вкушая зрелище. Для них эмоции, а я просто не поклонник данного спорта. Кстати, кто из авторов заметок о смерти Битова вспомнил про данную книгу? Вспомнали недоброжелатели драку в Переделкино по поводу дележа недвиги, а доброжелатели помалкивали, зато явно были довольны последствиями.

Тут не о Битове стоит писать, а о реакции на его смерть. Писал человек что-то, об этом толком не вспоминают, зато в основе воспоминаний, восторгов и хулы борьба за недвигу. Понятно, что хорошо, когда труд писателя оплачивается. Сейчас многим не только денег не хотят платить, счетчики крутят для, так сказать, истории, чтобы не видно было по числу читателей, что тот или иной автор, изволь его издать издательство и не обмануть с гонораром, вполне мог бы писать больше и лучше. В основе всех склок борьба ща бабло, а не реальные книги.

Пелевин обманул ожидания власти, уехав в ФРГ, Акунин недолго возжался с оппозицией, уехал снова во Францию. Когда умрут, напишут о них с мыслями о том, кому повезет с наследством, кому не повезет, а потребность в неких классиках как знаменах осталась. Из Битова знамени не получилось, и ладно. Кстати, если бы он сдал тогда, при дележе Переделкино своих в угоду другим либералам, его бы сейчас всё равно не нахваливали бы. Не до него нашим критикам, а до перестановки мест и стульев.

Давайте прямо признаем, что потребность в знаменах ещё ничего не дает. Можно сколько угодно рассуждать, что из каждой посредственности можно сделать знамя, а гений, до которого Битов в принципе вырости не мог, заведомо неудобен. В реальности посредственность тоже обязана удовлетворять такому количеству противоречивых и тупых требований, что никаких литературных знамен в наше время лучше не ждать. Кстати, точно такая же ситуация во всем мире. Нобелевку дают бездарям, но обязательно очень старым, чтобы побыстрее умерли и лишнего не сболтнули. Теорию сбацали, что народ должен быть глупым, поэтому умно писать нельзя. Я бы сказал, что идеальным сатириком был гражданин Задорнов, но в момент смерти. Лежа в коме, изловчился заново креститься, покаяться в неких грехах и благославить российскую власть. До этого подлаживался под систему, но всё равно не то - вдруг сболтнет. И Битов, пока был жив, тоже был плох - вдруг не то сболтнет.

В наше время смерть это только повод для проталкивания некой политической позиции. Я не поклонник Битова, да и бред Задорнова насчет смысла слов не люблю, но тот же Битов не виноват, что жил, и не виноват, что умер.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments