kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

О деградации Древнего Рима

Я в своё время рассматривал вопросы деградации тюркских и монгольских государств. Невыгодно было быть ремесленниками и крестьянами. Никакой защиты, избыточный налоговый гнет, Каракорум рухнул, поскольку ремесленники стали голодать. Кочевники баранов не гнали, нормальное земледелие в Монголии не было организовано. Совершенно не случайно казаки сосуществовали с тюрками по принципу казак земли не пашет. Лучше быть нищим и невыгодным для порабощения, чем землю пахать и пытаться откупиться. Пасли скот, ловили рыбу и всегда были готовы к переезду. Пытавшихся землю пахать убивали. При Петре Первом начали землю пахать в знак протеста против репрессий. Но одна треть казаков тогда сбежала в Турцию.

Чтобы понять упадок Рима из-за христианизации, посмотрим на рабовладельческие штаты в США. Рабы составляли одну четверть населения. Остальные могли свободно владеть землей или заниматься ремеслом. Юг отставал от Севера по уровню промышленного развития, но развивался, население росло, окончание завоза рабов из Африки несколько уменьшило доходы плантаторов, надо было рабов лучше кормить, но основой экономики оставались свободные люди.

В Древнем Риме была во многом схожая картина. Были огромные латифундии с рабами, но большинство крестьян оставались лично свободными. Например, Помпеи славились шерстяными тканями. Имели крестьяне где-то по тридцать овец на семью, заодно пахали землю, выращивали виноград и оливки. В городе процветали ремесла.

Христианизация в Южной Италии подозрительно совпала с ростом латифундий. К обычным налогам прибавилась церковная десятина. Появился слой колонов, то есть зависимых арендаторов. Исчез обычай отпускать на волю попавших в рабство бывших свободный. Самое главное - христианизация распространила рабий дух, при котором де факто феодалы прекратили бояться рабов. Сокращение численности городских ремесленников это признак налаживания в латифундиях собственного ремесленного производства. Также это признак сокращения свободных крестьян и их обеднения. Свободные крестьяне, которых раньше не слишком давили налогами и поборами, составляли рынок для ремесленников.Понятно, почему не слишком давили - из крестьян формировалась армия. Как только крестьяне не стали нужны для армии, поборы и налоги стали расти.

Одоакр стал воевать за расширение своих территорий, поскольку ему нужно было найти землю для воинов. Элемент кризиса - земли были у варваров, те могли потесниться, в Италии латифундисты потесниться не могли и не хотели ради своей охраны и власти. Экологическая катастрофа в Южной Италии тоже была вызвана латифундиями, а точнее избыточными стадами овец. Когда земля у мелких хозяйств, крестьяне имеют силы улучшить экологию за счет посадки деревьев для готовки еды, за счет садоводства, орошения, улучшения пастбищ за счет посева семян травы. Крупное хозяйство идет по пути максимальной рационализации. Поменьше пастухов, побольше овец, земледелие только на особо доходный территориях. У нас видно, как борьба за победу крупных хозяйств ударила по весьма прибыльным видам земледелия, у которых один недостаток - ряд культур требуют мелкого крестьянина. Помидоры ныне везут из Турции, лук из Египта, редис из Израиля, то есть из тех мест, где мелкого производителя не прижали.

Впрочем, давайте дадим антимарксистское и даже антибуржуазное определение натурального хозяйства. Натуральное хозяйство это хозяйство, при котором крестьянина вынуждают из-за бедности самообеспечиваться, а не покупать продукцию профессионалов. Лапти для тех, кто не имеет свободного зерна, пушнины или рыбы для продажи на рынке для своих нужд, а не для удовлетворения потребности феодала в деньгах. И мог бы обеспечить ремесленника доходами для производства хорошей продукции, но не дают. Кстати, усиление феодального гнета в результате Петровских реформ и торжества крепостничества привело к тому, что за 18 век доля городского населения в России упала с 13% до 8%. Крепостных крестьян грабили так, что они слишком мало могли купить для себя у горожан.

Читал любопытный материал про крестьян в 8-ом веке во Франции при монастырях. Монастырский возница получал порядка 900 граммов зерна и 50 грамм сыра в день. Как кормить жену и детей? Понятно, что овощами с приусадебного участка и лесными каштанами, которые они сами должны вырастить или собрать, пока глава семьи работает на монастырь. Учтем, что это время стабилизации экономики Франции после деградации предшествующих веков. Оплата труда явно не компенсировала потребности работавших. Монастырская экономика подозрительно напоминает сталинское, колхозное рабство.

Войны с арабами способствовали восстановлению Европы, поскольку церковь была вынуждена активнее делиться богатствами и властью с воинами. Дальнейшим шагом церкви за выживание стало стремление сократить расходы на нижние этажи церковной пирамиды власти. Правило безбрачия для священников ввели в 11-12 веках для сокращения расходов на жен и детей священников. Простых монахов заставили больше трудиться и меньше потреблять.В более позднее время крестьян-сервов, то есть рабов, начали лично освобождать. Договорные отношения оказались необходимы, чтобы жадность владельцев земли не слишком раззоряла крестьян и не била в итоге по самим землевладельцам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments