В Чехии, в Средние века, этот отрывок фильма вызвал бы ужас и недоумение. Цех булочников сам устанавливал стандарты на хлеб, причем качество продукции было предметом обсуждения. Пивовары тоже хорошо относились к эксперименам, но, если в пиве не хватало сусла, то оно не липло к штанам. Изобретателя нового сорта пива сажали на специальный табурет, на который лили пиво. Пили, обсуждали вкус, если кожаные штаны изобретателя не приклеивались к табурета, его секли за халтуру. Не надо бороться за вкус за счет сытности пива. Халтурщиков из булочников возили по городу в клетке - не надо просто наказывать, нужно, чтобы потребители увидели лицо халтурщика и знали, у кого не надо покупать хлеб.
Формально никто не мешал халтурщикам жить вне города и торговать рядом, могли переехать к евреям в гетто. Только желающих не было. Все знали, кто следит за качеством товара и не задирает цены. Цеха боролись за свой бренд и своё имя. Халтурщики хотели примазаться к чужому бренду и чужому по духу коллективу. На Востоке этих проблем не было. Было как на Руси - власть за вас всё решает, а вы выгнать из своего торгового ряда халтурщика не имеете права. Государственность торжествовала, жулики не переводились. Бандитские крыши тоже торжествовали и не переводились. Самоорганизация населения подавлялась. В итоге наказания от государства были жестче, чем внутрицеховые разборки, а толку было мало. Величие государственности росло за счет бесправия населения.
|