В нигилисты гребли тоталитаристов-нечаевцев, проанглийских любителей Герцена, христанувшегося Достоевского перед его ссылкой, образованных людей, которые к этой публике отношения не имеют. Тургенев создал образ нигистиста Базарова, который уповал на развитие естественных наук и не хотел считать богатых дворян высшими существами. При этом Тургенев как бы не замечал, что сам нарушил основы православной нравственности и традиционализма, живет в Париже с актеркой Полиной Виардо и её мужем, нормальной семьи не имеет, общается с католиками. Короче, грешен до безобразия. Базаров не призывает свергать самодержавие и вешать дворян, но он всё равно для Тургенева антихрист, поскольку не питает перед ним пиетета.
Суть нигилизма очень хорошо раскрывается в моей фразе про наших верующих и просто государственников. Нельзя сказать, что ты - агностик. Поймут просто - не думающий и сомневающийся, а слабак. Надо принять позу - я главнее, я всё знаю. Реагируют на фразу - я атеист. Тут понятно, где сядешь, там и слезишь. Могу продолжить - нельзя сказать, что ты родновер. Будет родовая реакция - против язычников можно всё, можно убивать и травить. Среди атеистов есть евреи, тут работает страх - нельзя убивать и травить, будет ответка. Поляки в русском обществе 19-ого века бесились. Нельзя сказать, что католик, примут за поляка. Но, если немец, то уважаемый человек, можно быть католиком или лютераниным. Пардон, в польском обществе было тоже самое. Нельзя сказать, что православный, надо уточнить - русский, западенец, грек и т.д. Как они к нам, так и мы к ним.
Современное общество поумнело. Нет просто коммунистов, есть сталинисты, есть зюгановские прихлебатели, есть нормальные люди, которые чужды восхвалениям ГУЛАГа или лебезения перед нынешней властью, есть разные подвиды леваков, короче, есть границы применения кличек.
В 19-ом веке нигилизм как кличка разбивал общество на части, поскольку была шизофреническая реакция на раздвоение и расстроение от последствий образования. Кто-то получал западное образование и начинал лучше понимать Европу. Подходит к нему гражданин и несет разный вздор про Германию. Неволен вопрос - вы хоть немецкий знаете? В ответ - у меня выше знания, я знаю греческий и арамейский, я читаю жития Святых отцов в подлинике. Понятно, не знает, но претендует, что он главный. Вы сталкиваетесь с Достоевским и невольно задаете себе вопрос - если он такой почвенник и сознательный, то зачем он ездит играть в рулетку в Баден-Бадене? Нельзя же истинным православным играть в рулетку. Идет реакция в стиле советского времени - ему можно по заграницам шастать, он особенный. Остальным нельзя, они не так Запад воспримут. Это всё перешло потом в советское время - этим можно, тем нельзя, у этого ксива, он всё воспримет правильно, тот беспартийный, увидит западный магазин и станет антисоветским элементом.
Схожую шизофрению мы наблюдаем по сей день. Есть граждане, которые работают на некие проекты. Например, некто Тюняев несет бред, будто китайцы и японцы это биороботы. Поэтому никто у них не видел ни кладбищ, ни роддомов. Попробуй возмутиться - тролли налетят, шельмовать начнут. Попробуй подзюзюкнуть и сказать нечто похожее про другие нации - могут посадить за разжигание экстремизма. Недавно приговорили какого-то придурка к двум годам условно за разжигание ненависти к женщинам. Пардон, дур, разжигающих ненависть к мужчинам, у нас сознательно выводят в топ. Есть граждане, которые профессионально разжигают ненависть к женщинам. Наконец, осужденного сознательно использовали для разжигания кампании, явно инспирированной сверху.
Вернемся к беседе в СиПе. Я послушал и понял, почему Просвирнин стал терять читателей и слушателей. Получается скучно и оторвано от жизни. Можно чужую шизофрению превращать в подобие глубокой философии. Интересно это будет только для любителей играть в философские бирюльки. Этот создал одну оторванную от жизни конструкцию, другой иную, тоже висящую в пустоте. Давайте разбираться, какая конструкция важнее. Игра на любителя. Проще понять, что нигилизм это кличка. Интеллигент тоже кличка. Кличек много, клички можно производить поточным методом, философствовать тоже можно поточным методом.