В Дагестане открыли памятник турецким солдатам, погибшим в сражениях с Кавказской армией Лазаря Бичерахова в 1918 году, сообщает dagpravda.ru. Стела установлена на окраине села Агачаул у подножия Тарки-тау и представляет собой естественный камень-глыбу из таркинского песчаника, на лицевой стороне которого вмонтированы две черные мраморные плиты с изображением турецкой национальной символики в виде полумесяца и пятиконечной звезды. На монументе высечены тексты на кумыкском, русском и турецком языках: «Священной памяти солдат Османской армии, павших за освобождение Анжи-калы (Порт-Петровска) от оккупационных войск генерала Л. Бичерахова. Мир и покой их душам». Как уточняется, в церемонии открытия приняли участие представители местной интеллигенции и простые жители. Это едва ли не первый случай, когда на территории России воздвигают памятник ее врагам в одной из крупных войн.
В общем, преувеличили роль осетина Бичерахова. Был он только подполковником, но боялись его как генерала. Воевал он с турками в Азербайджане, а не только в Махачкале. У турок был свой интерес - захватить Закавказье и Дагестан, хотя они обязаны были, признав своё поражение в Первой мировой в данные места не соваться. Отряд Бичерахова состоял из терских казаков и ряда местных русских. Но на Каспии у них была пара суденышек с орудиями, которые помогали защищать будущую Махачкалу.
Бичерахова потом осудил Деникин. Англичане мутили воду против турок в союзе с большевичками в Баку. Те устроили восстание, англичане приплыли к местам боев и уговорили Бичерахова бросить Анжи-Калы и уплыть с отрядом в Баку. Генералом он стал после по решению правительства Деникина. Кстати, в Баку Бичерахов увидел трусость красных и армян, повоевал и прошел назад в Дагестан. Было у него несколько меньше тысячи человек. В конце 1919 года Бичерахов бросил войско и смотался к англичанам. Умер в Англии в 1952 году.
Тем не менее, у меня ассоциации не с водвижением нового памятника, а с попыткой уничтожения старого. Помните страстные стихи Алтаузена, написанные в 30-ые?
Я предлагаю
Минина расплавить,
Пожарского.
Зачем им пьедестал?
Довольно нам
Двух лавочников славить,
Их за прилавками
Октябрь застал.
Случайно им
Мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы подстать.
Подумаешь,
Они спасли Рассею!
А может, лучше было б не спасать?
Памятник под Махачкалой как раз на тему схожих сожалений. Ах, проиграли турки Первую мировую. Но как было бы хорошо, если бы не проиграли, а захватили бы всё Закавказье, включая наш Дагестан, также весь Северный Кавказ. Помните у Достоевского - очень хорошо было бы, если бы культурная нация покорила бы дикую (в смысле, нас с вами). Плачь, Дагестан, помешал героям злобный Бичерахов и его тысяча сподвижников. Хотя корить надо Антанту, которая разгромила Германию с Австро-Венгрией. Ещё стоит корить немецких и еврейских большевичков, устроивших революцию в Германии. Без помощи союзников Турция ничего не могла.
Получается, что вся российская власть вместе с Путиным и Медведевым, Росгвардией и прочими наворотами, включая могучие СМИ, как бы ни возразить, ни стукнуть кулаком по столу не может, зато с русским экстремизмом борется. Не может, так не может, не хочет, так не хочет. Дотации Дагестану позволяют не один такой памятник создать. Есть в Дагестане глава и верный путинец - Васильев Владимир Абдуалиевич. Он - истиный ельцинист, десятилетиями работал в МВД, характер выдержанный, полицейский, непримерим к врагам вертикали власти... орденоносец и медалист.
Смотрю я на памятник и думаю об одном - зачем нам разные юнармии и прочие патриотические навороты? Ведь сдадут их.
