?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
kosarex
kosarex
kosarex
Лук и ружья
Все разговоры о каком-то преимуществе лука над ружьем хорошо вести в статьях. Но кто из авторов статей натянет лук с усилием в 40 кг? Кто, сумев с трудом натянуть лук, потом скажет, что делать 12 выстрелов в минуту возможно без ослабления натяжения? Грубо говоря, сильные люди это редкость. Если действительно силен один из пятидесяти, то хорошо. В реальности сильных людей ещё меньше. Просто большие люди это редкость. Из нынешнего призыва в Российскую армию набрать полк гренадеров старого образца невозможно. Большинство окажется худосочными акселератами.

Подавляющее большинство общин до Средневековья и во времена Средневековья занимались откровенной евгеникой для обеспечения войска качественными воинами. Девки и благородные дамы рвались к известным воинам в постель в надежде, что будущее потомство получит особое положение в обществе. Пока дворянское звание не стало окончательно наследственным, слабое потомство лишали возможности получить воинский статус. Невесты для воинов подбирались по особым критериям - крепкое тело, здоровый дух, быстрая реакция. Подбор шел как лошадей на конюшне для получения рекордистов скачек.

У арабов и индусов ещё в 20-ом веке можно было невооруженным глазом углядеть разницу между аристократом и простым крестьяниным. Всё равно сильных людей не хватало. В Китае отбор силачей в армию был нормой. Особый набор для стрельбы из самострелов и луков. Лучший воин мог натянуть лук или самострел в усилием в два ши, то есть 112 кг. Но это уникумы, один или два силача на всю армию, начальство съезжалось посмотреть на таких и поохать от восхищения.

Гибель гвардии всегда была трагедией из-за невосполнимости утраты. Когда Наполеон бросил гвардию на Ватерлоо, все, включая гвардейцев поняли, что война проиграна, Наполеон больше воевать не будет. Отсюда последующее самоубийство гвардии. У нас же теоретизируют, словно хороших лучников можно всегда подготовить, заодно рассуждают, будто хороших стрелков из ружья подготовить несложно. На самом деле подготовить хорошего стрелка из ружья дорого. Нужно иметь способности и много стрелять. Недаром военные своих детей учат стрелять из автомата лет с десяти. Стрелять из мушкета в 10-15 кг ещё сложнее, чем из автомата. Но всё равно для многих это вопрос тренировки, а не запредельных требований вроде натяжения лука с усилием в 70-80 кг.

В Европе лук прекратили употреблять из-за роста прочности доспехов. Доспехи не пробивались, амортизация в шлемах позволяла выдерживать более сильные удары. Зато мушкеты пробивали броню. У японских самураев были более слабые доспехи, поэтому они даже в 19-веке использовали луки. Когда они столкнулись с испанцами в 16 веке, они растерялись - их стрелы не пробивали доспехи испанцев, их мечи не разрубали испанские доспехи. Зато испанские мушкеты отлично пробивали японскую броню, а рапиры и шпаги её протыкали. Ясно, что в Европе луки вышли из употребления из-за невозможности до бесконечности повышать требования к стрелкам и к силе натяжения тетивы. Все попытки задним числом объявить лук эффективным оружием получше ружья упираются в то, что на мушкетеров был спрос, а на лучников исчез. Попытки пересмотреть результаты истории через рассуждения о стрельбе татар на сотни метров упираются в одну проблему - выдающийся результат описывается как обычный.
6 comments or Leave a comment
Comments
guerrero From: guerrero Date: January 15th, 2019 11:26 am (UTC) (Link)
Интересно. Оказывается у невест свои нормативы были.
kosarex From: kosarex Date: January 15th, 2019 11:31 am (UTC) (Link)
Конечно, смотрели, проверяли. Широкий таз - у потомства будет прочный позвоночник, выдержит давление доспехов. Широкая кость и крепкие пальцы важны для стрельбы из лука. Природная координированность, реакция и сообразительность невесты дадут в мужском потомстве спортивность.
ashfurywind From: ashfurywind Date: January 15th, 2019 03:32 pm (UTC) (Link)
и мощные арбалеты не всегда пробивали фулл-плэйты https://www.youtube.com/watch?v=76mbOMFjlu0

лук же применяли и позже и лисовчики, и татары, и казаки, и башкиры - по бездоспешным (легкобронным) он весьма как хорош!
kosarex From: kosarex Date: January 15th, 2019 03:48 pm (UTC) (Link)
Да, но это уже мало что меняло. Весь 18 век старые доспехи доставали в случае нужды из загашников. А большие армии обладали отличной огневой мощью. Против лучников выкатывали пушки и били картечью. Поэтому подвиги лучников в большинстве случаев выдуманы.
vladimir690 From: vladimir690 Date: January 17th, 2019 03:09 pm (UTC) (Link)
Все-таки Гумилев не с потолка писал про пассионариев.
kosarex From: kosarex Date: January 17th, 2019 10:59 pm (UTC) (Link)
Если бы он ещё не врал...
6 comments or Leave a comment