Выступая на пресс-конференции на военной выставке IDEX, Чемезов рассказал, что Россия давно подписала контракт с Китаем на поставку зенитных управляемых ракет для С-400, сообщает корреспондент РБК. «Должны были уже все поставить. К сожалению, произошла авария. Судно, которое везло эти ракеты, попало в шторм, и были вынуждены все эти ракеты уничтожить», — сказал он.
По словам Чемезова, теперь в России изготавливаются новые ракеты, которые будут отправлены Китаю.
Сумма контракта на поставку в Китай не менее шести дивизионов С-400 составляет свыше $3 млрд. О начале поставок было объявлено 18 января 2018 года, однако уже на следующий день выяснилось, что судно с комплектующими для зенитно-ракетных комплексов, вышедшее из Усть-Луги (Ленинградская область) в районе пролива Ла-Манш попало в сильный шторм. В условиях сильного ветра и качки удерживавшие оборудования крепления не выдержали, и часть оборудования оказалась сильно поврежденной.
Это хуже, чем скандал. Ракеты уничтожены как бы случайно у берегов Англии. Уничтожены или сброшены за борт, чтобы англичане их потом подобрали и исследовали? Почему ракеты и прочее оборудование не было нормально закреплено в трюме? Наконец, самый важный вопрос. Все подобные комплексы проектируются и создаются такими, чтобы их можно было перевозить по железной дороге. Почему уникальное и неизвестное для потенциального противника оборудованием отправили морем вблизи берегов противника, а не железной дорогой через свою страну, где возможность избежать разные ЧП в разы больше? Невольно вспоминаются аварии с запусками ракет, которые выводили в космос изделия, способные помешать американцам. Это аварии с запуском спутников для ГЛОСНАСС, но это также авария с европейским и китайским оборудованием для исследования Марса.
Не менее серьезные вопросы о том, понимает ли в РФ правая рука, что делает левая, возникли при аварии плавучего дока ПД-50, после которой непонятно, как без нового дока ремонтировать АПЛ Северного флота. Тогда авария была направлена на подрыв боеспособности ВМФ РФ, ныне она направлена на подрыв боеспособности армии КНР. Интересно, что скандал начался только сейчас, 18 февраля, хотя нам говорят, будто о шторме уже сообщали 18 января. Это означает, что начался скандал между Москвой и Пекином. Китайцы зафиксировали неприход судна в их территориальные воды, непрохождение им Малаккского пролива (в Сингапуре всё фиксирует), проверили, прошло ли судно Суэцкий канал. Оказалось, что им просто врали о факте отправки груза. Однако, поставщик обязан немедленно сообщать покупателю о всех задержках с поставками и срыве сроков поставок. Почему не сообщили? Тут уж возникает вопросы о факте уничтожения ракет. Вполне возможно, что они уже на складе в США. Естественно, китайцы это тоже проверят на свой лад, то есть без спешки и готовности засветить своих агентов ради немедленного результата. Независимо от результатов проверки можно твердо сказать, что китайцы доверять российскому руководству будут меньше, чем раньше.
З.Ы. Самое смешное, что обороноспособность КНР зиждется не только на будущих поставках С-400. КНР имеет много межконтинентальных ракет, которые не поставлены на боевое дежурство. Надо - поставят и скомпенсируют ущерб от непоставки С-400. Вопрос - считать ли РФ в чем-то надежным союзником.