Монголы имели настоящую легкую конницу. Лошади обладали ровным ходом, с их спин можно было стрелять точно из луков. Лук у монголов был лучше английского. После монгольского вторжения в Европу всё рыцарство бросилось обзаводиться доспехами по монгольскому образцу. Пластинчатый, то есть ламинарный доспех надежнее защищал от стрел и ударов копья, чем рыцарская кольчуга. Кольчуга могла сдержать удар стрелы или копья, но это не спасало от переломов ребер или костей рук. Пластины рассредотачивали площадь удара. Больше было шансов отделаться ушибами и остаться в строю. Монгольская тяжелая конница из-за отменных доспехов при равных условиях теряла меньше убитыми и ранеными.
Монголы имели лучшее продуктовое обеспечение. Они ели лошадей и имели табуны лошадей на мясо. Поскольку лошади на мясо также использовались для перевозки грузов, войско становилось более мобильным.
Европейцы копировали ламинарный доспех, стали организовывать отряды легких конников для разведки и ударов по флангам и тылам. В Европе началось бурное развитие арбалетов, поскольку арбалеты были более приспособлены для пробивания хороших доспехов, а ряд арбалетов лучше подходил для стрельбы всадников. Копировали даже монгольскую традицию носить халат поверх ламинарного доспеха. На Руси тоже началось массовое производство ламинарных доспехов и прочее копирование монгольских вооружений.
Но простое признание превосходства монголов оказалось невозможным. Иначе надо признать, что Дальний Восток ещё во времена чжурчжэней технически обогнал Запад. Легче признать превосходство арабов, чем монголов и чжурчжэней. Арабов, кстати, спасли от монголов Крестовые походы, приходилось совершенствовать вооружения и военную тактику. Именно это вкупе с купленными половецкими мамлюками, знавшими степную тактику войны, позволило остановить монголов в Палестине.
Дальнейшее развитие оружия и доспехов было вызвано развитием арбалетов. Но и тут стоит отметить, что арбалеты это традиционное вооружение на Дальнем Востоке. Разные конструкции арбалетов, то есть самострелов, существовали среди таежных народов, степных, китайцев и разных племен Лаоса и даже южнее. Китайцы использовали арбалеты ещё в войнах с гуннами. Ламинарный доспех тоже восходит к временам гуннов - им пользовались сарматы, потом тюрки, китайцы и чжурчжэни.
О причинах дальнейших проблем монголов я писал - степняки разрушили хозяйство, обеспечивающее ремесленное производство, загубили в прямом смысле слова нужных ремесленников. Вдобавок, насильственные мобилизации и страх перед казнью родственников за бегство с поля боя в какой-то момент привел к полной потере прежней боеготовности.
Тут снова у историков проблемы. Японцы не хотят признать состояние монгольского войска на момент вторжения в Японию. Божественный ветер камикадзе погубил монгольскую эскадру по одной причине - войско не хотело воевать. Четыре месяца суда торчали в гавани, а войско не могло смять японцев и нормально высадиться на берег. Часть войск перешла на сторону японцев, военноначальники не были уверены в готовности остального войска биться. Поскольку от Японии до Корее плыть недолго, при попутном ветре хватит суток, смешно подумать, будто между войском и материком не было связи. Марко Поло писал, что войска сдались японцам в обмен на право поселиться среди японцев. Это мнение чиновников при дворце Хубилая. Случайно такое мнение не возникает. Другое дело, что несдавшиеся утонули вместе с кораблями. Корабли, кстати, были недавно найдены.
Если мы возьмем захват японцами Явы, то увидим иную проблему. Войско побило яванцев. Началось движение против монголов, а монголы хотели не воевать дальше, а получить формальные признаки подчинения для отчета от князей Явы и уплыть в Китай. Потеря мотивации для завоеваний налицо. Получили документ от промонгольского князя о готовности служить Хубилаю, сели на корабли и бросили союзника в критический момент. В Китае тоже были свои проблемы. Монголы поставили гарнизон в дельте Янцзы, а он восстал. Если бы китайцы поддержали бы восстание, монголам пришлось бы плохо. Короче, жесточайшие репрессии дали во многих случаях противоположный намеченному результат.