kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Category:

Деревянное зодчество пришло с севера

https://shakko-kitsune.livejournal.com/1407539.html
Ничего оригинального в идее происхождения греческих храмов от деревянных строений нет. Известно давно, хотя крайне любопытно. Если сравнить каменные постройки ахейского периода с дорийскими, то видно именно влияние традиций деревянного зодчества, что отнюдь не удивительно, поскольку дорийцы пришли с севера. Огромные срубы скифских и сарматских гробниц под курганами тоже намекают на традиции деревянного зодчества. Куда любопытнее, что к северу от Средиземноморья существовали разные традиции деревянного зодчества. Желающие могут обнаружить эти традиции в конструкциях готических соборов. Достаточно сравнить унылые стены итальянских соборов с Кёльнским. В Италии строили из камня, в Германии сперва строили из дерева. По схожей причине мы видим обилие скульптуры и барельефов в готической архитектуре. Дерево легче поддается обработке.

Греческая скульптура тоже имеет предшественников из дерева. Недаром скульптуры раскрашивали. Фактура камня более монотонная, отсюда исчезновение традиции раскрашивания. А индийская традиция изукрашенных барельефами и скульптурами стен храмов весьма созвучна русской культуре, которая исчезла под воздействием греков-христиан.
Сравните -
Это храм Каджурахо, весь в барельефах. Доарийские храмы имели унылые кирпичные стены.
Русские традиции - https://vrns.ru/culture/2173
Немногое дошло до нас из творений мастеров домонгольского периода: резная колонна, датируемая XI в., была обнаружена археологами в Великом Новгороде, чей ствол сплошь покрыт резным узором невысокого рельефа в виде переплетающихся ремневидных полос. Среди полос — изображения диковинных животных: кентавров и грифонов. Сохранились великолепные образцы церковного убранства XVI в. Среди них — царское моленное место, созданное в 1551 г. для государя Иоанна IV Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Его создателями были, судя по технике, новгородские резчики.

Царское место — это часовенка со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанная затейливым шатром, где государь мог укрыться от сторонних взоров для свершения таинства молитвы. В его декоре представлены самые разные приемы резьбы, применявшиеся в то время. Украшающие его сюжеты свидетельствуют о царском величии: в основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей, символизирующие силу и власть, двенадцать барельефов повествуют об истории принесения на Русь царских регалий: шапки Мономаха, барм (парадного оплечья).

Моленные места из резного дерева, относящиеся к XVII в., есть в ярославском храме Илии Пророка, куда в ХХ в. свезли уникальные образцы резьбы из многих храмов. Они были созданы ярославскими резчиками в 1650-х гг. по прототипу царского места из Успенского собора. Однако ярославцы сделали все на свой манер, по своему художественному решению. Алтарь Ильинского храма украшает надпрестольная сень, по-видимому, выполненная теми же мастерами, что и моленные места. Она изумляет воздушной легкостью и в то же время — насыщенностью резьбы, изяществом пропорций, украшена богатой позолотой. Надпись, идущая по карнизу, гласит: «Лета 1657 сделана сия сень в церковь Пророка Ильи при державе Государя Царя Алексея Михайловича, пресвятейшем патриархе Никоне и преосвященном митрополите ростовском и ярославском». Вся сень сплошь покрыта сквозной и рельефной резьбой, основной мотив которой составляют «травы разметные» — вьющиеся стебли с листвой, цветами и плодами. Это сочетание одновременного цветения и плодоношения говорит о полноте бытия в Небесном Царствии. В узор вплетены изображения птиц: голубей, орлов и попугаев, а также фантастических сиринов. Здесь же — и птица Неясыть, разрывающая собственную грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов — символ Крестной жертвы Спасителя.


Церковь Покрова на Нерли, 1165 год.

Дмитровский собор 1191 год во Владимире барельефы


А это Собор святой Софии в Стамбуле церковь Панагия на Крите


Видно, что грекам после принятия христианства глубоко чужды идеи внешнего барельефа на стенах. На Руси тоже стены храмов становятся примитивнее. Никакие православные ссылки на плотника Иосифа к делу не относятся. Видимо, пока на Руси были живы воспоминания о высокохудожественных языческих храмах, украшенных как сказка барельефами и скульптурой внутри и снаружи, строить примитивные и унылые храмы в Средиземноморском стиле было позорно. Язычники явно выигрывали в чувстве прекрасного. Потом начались упадок и опримитивлевание. Убогость христианского мышления привела к запрету скульптур, а экономия на резьбе и красоте стала нормой.

Давайте признаем очевидное - северные язычники принесли в мир красоту и эстетику. Это видно по Индии, Греции, России, Западной Европе. Они также принесли в мир эстетику музыкальной культуры и литературу. Недаром со всем этим православие усердно и успешно боролось.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments