kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

О скоморохах и фильме Андрей Рублев

https://practic9.livejournal.com/233492.html
Есть у нас гении, есть "гениальные произведения", трону сегодня одно из таких "произведений".

Итак фильм "Андрей Рублев" считается шедевром советской киноиндустрии. Тарковский - режиссер, его лучшая картина. Гений. (возможно, не спорю)

Просто включаю и смотрю. Не ищу глубоких/таинственных смыслов, подтекстов, намеков, аналогий...просто оцениваю ЧТО ВИЖУ.
Итак:
1. Затянуто, все тоскливо-затянуто (ну с этим понятно - смотрим дату пр-ва фильма и понимаем, что для того времени - вполне ок.
2. Красной линией выделена ЗАВИСТЬ - учитель гения-художника ГОДАМИ завидует и пакостит...(потом как бы кается и тут же наезжает...)
3. Красной линией выделена НИЩЕТА и БЕЗНАДЕГА - все нищие, все без перспектив, только подлец-князь на коне.
4. Красной линией выделено "убил(ограбил) брата-князя" и ЗАЖИЛ (сам стал богатым князем)
5. Красной линией выделена дура-баба, которая от нищеты и безрадостности жизни с "русачками" готова и с залетными татарами ускакать е..ся - только б РАДОСТЬ почувствовать..(ее дипломатично назвали "юродивой", прообраз всех "наташ" по сути)
6. Фильм ТЯЖЕЛЫЙ. Тоскливость запредельная.
7. Мальчик-мастер по отливке колоколов - делает БРАК, но поскольку колокол цел (хоть и не звучит) - всё ХОРОШО (колокол - дерьмо, но оркам и это сойдет)
8. По доносу шуту дают 10 лет каторги, за песенки..

т.е. нам все 2 серии показывают общество ОРКОВ. Зависливых, нищих, неумелых, убийц, блядей и стукачей. И этой картиной мы должны "восхищаться", ибо ...назвали-то её не "ублюдки орки", а красиво - "Андрей Рублев".

Нету там почти художника, нету...чернуха есть, а Рублева - несколько минут и он показан НЕвыразительно. Как бы гений ходит среди орков.


Я пару недель назад начал смотреть фильм, просмотрел эпизод со скоморохом и полет на воздушном шаре. Дальше не смог. Демагогия Феофана Грека подвела. В детстве фильм воспринимался восторженно, ныне стал иначе смотреть на байки историков и либералов. При этом времена монголо-татарского ига были действительно тяжелыми. Однако, что мы знаем о скоморохах, если их сжигали вместе с инструментами и нотными грамотами православные попы? Знаем о попах - попы и дальше будут врать, дескать, музыки не было, были тупые клоуны. Но сперва разберем миф о седых старцах, играющих на гуслях для князей. На Украине были бандуристы. Когда никониане сжигали инструменты в России, на периферии руки были коротки. Там поляки, они отнюдь не поборники русской культуры, бандуристы работали на простонародье и пели за гроши. Давление православной церкви, борющейся с русской культурой, там тоже ощущалось. В итоге возникла ситуация - если человек слеп и немощен, то пускай заработает себе на кусок хлеба, здоровый же обязан землю пахать на поляков и евреев-арендаторов. Отсюда возник миф - были некие великие старцы, поющие и играющие на гуслях, а скоморохи это просто шуты. С практической точки зрения этот миф противоречит медицине - лучше всего человек поет и играет в 30-45 лет, потом качество голоса падает у всех по-разному, но никто не поет в 70 лучше, чем в 40, все поют значительно хуже. Вот и вопрос - каких музыкантов в первую очередь приглашали к себе князья, бояре, да и просто крестьяне, когда православие ещё не имело право жестоко давить музыкальную культуру Руси?

Не надо забывать, что разгул православия привел к тому, что в 18 веке безграмотность населения была выше, чем в 16-ом, а в 16-ом выше, чем в 13-14. Если кто сомневается, то может почитать про берестяные грамоты. Новгород в 13-14 вв. был городом почти тотальной грамотности, велась переписка с сельской местностью. 18 веке это ужастик - крестьянин в городе платит грамотному за письмо домой, там ищут грамотного, чтобы прочел и написал ответ. А ещё раньше Кузьма Минин не умел писать и собирал налоги для ополчения князя Пожарского. Ясно, что больное общество - идейно сознательный выше грамотного. Это называется - торжество хама. Я недаром писал, что пресловутые греки с Афона по сути были православными агентами сперва католичества, а затем турецкого султана, сознательно старавшимися ослабить страну и убить её культуру.

Мы мало знаем про скоморохов. Знаем, что этим термином обозначали разных людей. Кто-то был кукольником и давал представления для детей. Кто-то играл и пел индивидуально, а некоторые скоморохи создавали музыкальные группы и играли на разных инструментах. Нет никаких оснований считать, что играли обязательно плохо или дурную музыку. Нет оснований считать, что тексты были примитивными и, как писали церковники, бесовскими. Доказательства? Сначала решим элементарный вопрос - является ли церковная брехня доказательством? Недавно архиепископ Новосибирский дотрепался - Щелкунчик это масонская сказка, а у них попадья написала правильную музыку. Понятно - музыка Чайковского с душком, плохая, зато у попадьи хорошая. Только восторгов, мол, появилась композиторша покруче Чайковского, не слышно. У нас в фильмах про Русь вечная грязь, а откуда доказательства, что наши предки не могли доски положить и тротуарчики обустроить? Ах, есть мнение уважаемых либералов и мнение церкви, что сами по себе русские люди были хуже зверей, да и сейчас сомнительны и дурны. Уничтожение прошлого само по себе не доказательство. Это в теории, а есть практика.

С практикой понятно, нашли деревянные мостовые в Новгороде, были записи о деревянном "паркете" у Красной площади. Это типа дубовой плитки. Собянин с Лужковым отнюдь не оригинальны, хотя по их мнению несут свет западной культуры в московские массы. Ясно, что тротуары сделать ещё проще. Деревянные мостовые в Новгороде открыли в конце 40-ых. Тут важно иное - открыли, а всё равно несут пургу про русскую грязь, которая в отличии от европейской средневековой неэстетична. Там эстетична, у нас - нет. Насчет скоморохов есть свои доказательства. Возьмем былины, сохранившиеся в Архангельской губернии. Вы будете устраивать бесовские пляски с музыкой под былину об Илье Муромце? Учтем, что эти былины - малая толика былого, уничтоженного, литературного пласта. Пушкин слышал во много раз больше сказок, чем оставил нам в литературной переработке, причем восхищался. У нас нет доказательств дурного, литературного вкуса Пушкина, да и сами сказки в его обработке весьма литературны. Под какой аккомпанимент вы захотите их исполнить для детишек бояр, если вас пригласят поработать за деньги? Налицо прямое противоречие между хамским отрицанием русской культуры её врагами и литературными произведениями прошлого. Слово о полку Игоревым не могло исполняться под аккомпанимент в стиле я у мамы дурачок. Но исполняли это Слово скоморохи, а не только играли плясовые, разухабистые произведения.

Наконец, для нас отрицают взаимодействие русской и западной культуры. Например, под термином гусли могли также обозначаться лютни. А лютневая музыка это музыка классического уровня в лучших произведениях. Но у нас музыканты словно решили в принципе не контактировать. Идет торговля с Нарвой и далее Европой, в Новгороде немецкий торговый дом. Покупай лютню, ноты, играй, если хочешь, сам пиши музыку, если можешь. Почему-то взаимодействие арабской и христианской испанской музыки не отрицают, а у нас уничтожили музыкальные инструменты и ноты для них, значит, шито-крыто, взаимодействия не было. Про Петра Первого известно - играли в немецкой слободе на музыкальных инструментах. Знаем последствия - в морду попов бил за попытки запретить ему слушать музыку.

Но вернемся к скомороху от Тарковского и Кончаловского. Скоморох у него просто шут, говорит скороговоркой без аккомпанимента, уничтожение гуслей дружинниками выглядит нелепо - как у такого оказались гусли? Он на них не играл и производил впечатление неспособного играть на музыкальном инструменте. Принимают его крестьяне во дворе. Совсем нелепо выглядит объяснение доносчика-монаха своим братьям - на двор ходил. Сходить на двор по нужде это спуститься из избы в пристроенный хлев и справить нужду рядом со скотом. Зимой вроде там теплее, да и дерьмо потом с навозом пойдет на удобрение. Монах уже на дворе - месте, где справляют нужду. Почему скомороха с гуслями принимают не дома? Ответ прост - надо показать, что народное искусство грязное, его демонстрировали рядом со скотом, в амбаре с сеном, народу в грязи естественно. Там сквозь грязь пробивается и зарождается подобие искусства, то есть шутовство. В реале играли на площадях и в домах. Сейчас точно также - пригласили в дом музыкантов, собрались гости, едят, пьют, музыкантов тоже надо кормить. Стакан водки после выступления тоже нальете дома, а не в хлеву, дадите закусить не только зеленым луком. Артисты не работают за стакан водки и пучок зеленого лука. Кстати, ссыльного в кандалах Аввакума и остальных осужденных кормили осетриной. Много её было. Могли бы в фильме дать скомороху водки и предложить закусить хотя бы судаком или пелядью. Тут не только влияние православие, но и советский посыл - раз нищие, колхозные крестьяне могли предложить артисту только самогонки, кусок хлеба и пару картофелин, то средневековому хватит самогонки и пучка зеленого лука.

Реалии того времени предполагали, что скоморохи были самого разного уровня, путешествовали, чтобы не надоедать повторением репертуара, князья отказывались запретить скоморошество, поскольку скоморохи в лице лучших представителей играли не хуже нынешних. Если брать китайскую классическую музыку, то она весьма сложна, хотя часто исполняется на простых инструментах В Европе лютни, в Китае пипа. Православие не использовало музыкальные инструменты, поэтому глубокая светская музыка вызывала у них зависть и ненависть. Вопрос с подкавыкой - какая музыка вызвала отторжение и неприязнь церковников Германии 18 века? Народную самодеятельность шпыняли, а реальную неприязнь вызвала музыка Баха. Недаром судьба гения и его произведений оказалась печальна. На фоне музыки Баха весьма хорошие органные произведения, которые исполняли в церкви, звучали недостаточно божественно и совершенно. Убогие варианты скоморошества были вполне терпимы, потом пресловутое православие отнюдь не наказывало за простенькую игру на ложках - пускай дурью маются, у нас в церквях найдут совершенство пения. Зато на фоне хорошей, серьезной музыки православное пение выглядит уныло и убого. Вот тут надо поискать корни ненависти и сравнить с нашими временами. Группировка Пугачевой прессует именно талантливых конкурентов, бездарные проблем не создают.

Вот вам итальянская, лютневая музыка 14 века, как раз времена Андрея Рублева. https://hotpleer.ru/?s=%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+14+%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 Была также немецкая, французская. Что-то подобное могли исполнять скоморохи из числа профессиональных музыкантов в том числе в домах крестьян по дороге из города в город. Ясно, что исполнялось такое не на скотном дворе, а в домах или в людных местах на праздниках, около базаров и так далее. Такой уровень действительно вызывал у церковников желание запрета.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments