Тем не менее, если судить по росту импорта продовольствия, простонародье в целом стало лучше жить. Жилищное строительство тоже показывает улучшение уровня жизни. Растет количество желающих купить автомобиль, то есть имеющих на это деньги. Однако, резко возросло количество бизнесменов-неудачников, погрязших в долгах. Это важный признак замедления социального лифта.
Надо признать, что качественный рост экономики статистика в любой стране фиксирует плохо, она показывает количественный рост. Если посмотреть на медленно развивающийся Гуандун, то мы заметим именно качественный рост. А статистика не покажет качественный рост. То есть, мы видим, что в Шэньчжэне стало больше хороших зданий, автострад, автобусы заменили на электробусы. Мы заметим, что производимые промышленные изделия стали лучше, но это не фиксируется в цифрах ВВП. Сто миллионов мобильников по 200 баксов могут стать в разы лучше по качеству, но продаваться за те же 200 баксов. Статистика покажет застой, которого нет.
Конечно, санкции бьют по КНР, поскольку американский рынок это место сбыта качественной продукции. Санкции также привели к росту военных расходов и росту расходов на научно-технические разработки. С точки зрения здравого смысла повышение военных расходов и расходов на научно-технические разработки необходимо для будущего Китая, но это серьезная нагрузка на экономику. Достаточно посмотреть на США, там очень большие расходы на научно-технический прогресс, но развитие экономики США в количественной статистике показывает весьма ограниченный рост. Тем не менее, экономику США и Китая спасают сейчас схожие факторы - новый виток прогресса в производстве, новые технологии, новые станки, новые идеи.
Вполне можно и нужно ожидать замедление темпов развития КНР, но за счет роста качественного развития. Насчет влияния санкций желателен пример для сравнения. Мы кричим о санкция против КНР, а Южная Корея ещё раньше подверглась целой системе санкций со стороны США. Это бесконечные рекламации, требования возврата продукции и прочие наезды. Экономика Южной Кореи понесла большие убытки, но выжила в том числе за счет торговли вне США. Пока нельзя сказать, что удары по китайской экономике намного сильнее ударов по южнокорейской. Китай выживет без поставок оборудования 5G для американского Интернета и без расширения поставок айфончиков.
В своё время американцы составили целый ряд сценариев для блокады развития КНР. Это блокирование торговли только с США, блокирование торговли с США и Европой и далее по нарастающей. Сценарии показали, что даже блокирование торговли со всем миром кроме ЮВА замедлит, но не остановит развитие КНР. Однако, сейчас видно, что не только торговлю с ЮВА невозможно заблокировать. Останутся иные партнеры - Южная Корея, Бангладеш, Пакистан, Иран, Япония, даже Индия. Казахстан и Узбекистан уже тоже не могут заблокировать торговлю с КНР, иначе их ждет социальный взрыв. Аналогичная ситуация в ряде стран Африки. Наконец, антиамериканизм в Латинской Америке это новый фактор, способствующий свободе торговли для Китая и многих иных стран.
Конечно, если пользоваться экономической терминологией для кризиса отношений, дно конфликта ещё не достигнуто, но больше половины пути пройдено. Впрочем, США тоже сталкиваются с массой проблем. Падение цен на газ мешает нарастить экспорт и уменьшает доходы от экспорта газа. Постоянна угроза падения цен на нефть, которая ударит по доходам от нефтепереработки. Позиции доллара подорваны существованием евро и юаня. Достаточно посмотреть на кубышки наших силовиков - там евро и доллары, а не только доллары. Это и есть реальная борьба с долларом, а не вечные разговоры о переходе на расчеты в евро и юани. В кубышках жителей ЮВА юани тоже вытесняют доллары.
Признаем убытки Китая от санкций, но пока воздержимся от алармистских прогнозов. Основные проблемы США отнюдь не в торговле с КНР. Это внутренние факторы. СМИ всегда торопятся. Им нужны сенсации. Если попытаться идти навстречу желанием СМИ, мы бы все передохли бы от вечных перемен во имя сенсаций. Реальные процессы идут медленнее.