«Идея преемника – ложная. Она вне нашей реальной ситуации. Владимира Владимировича сменит коллективное руководство. Путин отчасти сам взял, отчасти его нагрузили такими гигантскими полномочиями, которые, во-первых, использовать человек не может – они уже больше, чем самодержавные. А с другой стороны, они и не нужны больше политически, поэтому не могут быть переданы другому человеку. Их нельзя передать, поэтому преемник невозможен. Поэтому после Путина, а может, еще до его ухода, возникнет некая организованная форма коллективного руководства», - считает Глеб Павловский.
Я немножко представляю - как подбирали Путина. Дерипаска в своем скандальном интервью озвучил результат. Путин это менеджер на службе олигархов, то есть коллективного руководства. Игра в единоличное руководство это ширма. Но коллективное руководство для служения коллективному руководству это бардак. Собственники избирают Совет директоров, который прежде всего контролирует Гендиректора, а не замещает.
Теоретически для смены президента преемник не нужен. Можно любого проходного кандидата рассматривать как потенциального преемника. Коллективное руководство это Украина и Речь Посполитая. Впрочем, вопрос серьезнее. Кто руководит Россией, если пользоваться известной формулой Вольтера - посмотри, кого нельзя критиковать, поймешь, кто управляет. У нас можно критиковать Путина, Суркова, Павловского, Сечина, Дерипаску, Шойгу, даже Чубайса... Кого нельзя? Нельзя критиковать Сергея Иванова и его команду. Не то, чтобы нельзя упомянуть или даже задеть, но критика как-то вязнет или пропадает как вода из ведра в сухом песке. Есть также неупоминаемые олигархи. Но тут свои вопросы.
Теперь представим себе, что Сергей Иванов и его команда не приходит к Путину и Медведеву в зависимости от сути вопроса, а должна рулить и всё согласовывать с неким коллективом. Причем, каждый член коллектива обладает некой автономностью. Тут-то верхи вздрогнут. Заодно вздрогнет от обилия важных персон вся Администрация президента. Разговоры о коллективности, скорее, косточка олигархам, которые в условиях кризиса ощутили ограниченность собственной власти. Будет коллективность - вам легче будет проталкивать собственные интересы. В реальности всё выродится в обычную бюрократию и согласования - и рады бы помочь вам, а не конкуренту, но есть мнение...