kosarex (kosarex) wrote,
kosarex
kosarex

Categories:

Для чего нужны гуманитарные науки

Получил письмо -
Алексей, добрый день.

Хотел спросить у Вас, как у китаиста/китаеведа - нет ли под руками актуальных ссылок на инфу про увеличение китайского влияния в Казахстане и ... ??

Вроде, у Вас в ЖЖ периодически что-то такое видел?

Не, если сходу не отыщутся, то буду перечитывать Ваш ЖЖурнал "назад по времени" и пытаться извлечь что-то из материалов оттуда, но а вдруг?

Мне это нужно для своей лучшей половины - она перешла на новую должность и сейчас пытается "найти себя", в т.ч. и по вопросу взаимодействия их компании с китайцами, причём не в Поднебесной, а у нас, в СНГ. Вот я и стараюсь хоть как-то поспособствовать информационно.


С информацией чуток можно помочь, но даже не указан профиль фирмы. Нормальное решение вопроса это наем специалиста, который на месте поймет, что собственно нужно именно для конкретной фирмы, овладеет нужными навыками на рабочем месте, даст необходимую информацию для других работников. Это беда нашего времени - в погоне за деньгами создаем ложное представление о своих возможностях и своей полезности. Подход в стиле - мы вам парочку консультаций, вы нам деньги, все счастливы, а результат на миллион - порочен. Конкретные фирмы имеют конкретных сотрудников, цели, стратегии, личные характеры при всей общности некоторых характеристик. Идея бесплатных консультаций тоже связана с порочной идеей - сказал, а результат большой. Конкретный пример, вызывают на фирму, где я работал, поговорить с китайцами в Харбине. Потом я сказал - чего вы хотите? Нефть в Хэйлунцзяне не добывается, контрагент тянет, хочет быть посредником и наварить бабло. В принципе можно за такое хорошо заплатить, но не заплатят и даже не сказали спасибо из жадности. Вопрос в ином - объяснение я дал, когда было поздно, время потрачено на бесплодные переговоры, надо было в любом случае их прекращать. Принимая те или иные решения, надо знать ограничение тех или иных возможностей.

Гуманитарные знания существуют для четкого порядка использования. Для чего существуют историки, филологи, лингвисты? Прежде всего для обеспечения системы образования. Преподавателей и студентов обеспечивают так, чтобы преподаватели могли соответствовать уровню требований - знали историю, филологию, лингвистику, экономику, деловой язык и так далее. Потом студенты приходили бы на разные виды работ практической направленности и могли бы на местах применять полученные знания - морскому флоту и торговле, военным и таможенникам, производственникам и работникам спецслужб нужны специалисты на конкретных рабочих местах. Нечто подобное мы имеем с теоретической физикой, химией, математикой. Готовятся специалисты, которые получают теоретические знания, поскольку преподаватели их имеют ещё в большем объеме, при необходимости они пополняют свои знания уже на работе, решают конкретные задачи развития техники и прикладных знаний. На местах специалистам виднее, что нужно их коллегам. Могут пригласить теоретиков для курсового обучения, могут ограничиться профессорско-преподавательским составом.

Конечно, книги и пособия пишутся также для широкого пользователя, но мы забываем, что в основе исследований лежит преподавание преподавателям. Если я писал в 2008-2009 годах, что завышение доли экспорта в общем ВВП КНР создает ложное впечатление о неустойчивости экономики КНР в условиях кризиса, то важнейший эффект должен был состоять в четкой реакции преподавателей. Сказали бы студентам на лекции - не читайте ерунду в СМИ, современное состояние экономики КНР иное. Через энное количество лет студенты уже в качестве специалистов помнили бы это при ретроспективном обозрении развития экономики КНР в свете своей работы. Это могло бы помочь им в том числе взглянуть на перспективы китайско-казахстанских экономических связей.

Когда китаисты рекламируют себя в стиле - гони бабло, прочту лекции на тему Китай и эзотерика, Китай и экономика, Китай и внешняя политика, то без понимания, что специалисты нужны в первую очередь для обеспечения знаниями и навыками профессорско-преподавательского состава, создается иллюзия ненужности глубокого образования, обучения специалистов и их найма для конкретных задач. Иногда они не нужны, а иногда нужны. Сократ обучал полноценных учеников, а не пропагандировал важность своих мыслей для лекций перед купцами или ремесленниками с целью их просвещения. Для купцов и ремесленников существовали его ученики.

Естественно, не только обучение преподавателей и подтягивание их знаний к современному уровню является целью науки. Другая цель это обеспечение знаниями руководства страны и нижестоящих управленцев. Даже самые крупные корпорации не являются предметом заботы ученых. Для этого существует найм специалистов с целью их специализации на рабочем месте, оплаты их труда и обеспечение их нужной информации и средствами получения нужной информации.

Конкретный пример. Я давно писал, что банки не пользуются услугами граждан типа Хазина, они нанимают экономистов, которые сами определяют тренды на основе своей информации. СМИ имеют свои пропагандистские цели, которые сплошь и рядом идут вразрез с целями аналитиков в банках. Любая работа со СМИ требует весьма критического подхода. Правительство тоже имеет свои цели, их подача информации сплошь и рядом путает руководство банков, поэтому им нужны свои экономисты, независимые от мнения правительства. Если крупная корпорация не желает иметь своих специалистов, например, для анализа российско-китайской торговли, или нанимает недостаточно профессионального сотрудника, ставит перед ним ложные цели и задачи, то это проблема корпорации. Возможно, это не нужно, возможно, необходимо, но доходы и убытки это её проблемы.

Я не к тому, что мне жалко сказать, что я знаю. Вопрос в ложном впечатлении, которое создается, дескать, задача китаистов это позаботиться о крупном бизнесе. Даже у экономистов такой задачи нет и не может быть, пока их не наняли и не дали возможности стать специализированнымы специалистами. Все вопли в стиле - мы готовы вам помочь - вопли в пустоту с корыстными целями. Вопли корпораций в стиле - у нас есть целые институты и школы китаистов, почему мы не видим их отдачу в виде наших прибылей? - тоже вопли в пустоту с корыстными целями. Любая специализация обязана иметь свою четкую структуру. Наука - свою, коммерция - свою.

Окончание следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments