Шучу, это интервью с самим Кото Касахара, врущим про конфликт на Халхин-Голе. Смешно утверждать, что Квантунская армия действовала по собственной инициативе. Ссылка на документы может показать только, что документы фальсифицированы. Понятно, что три месяца прибывать в состоянии войны на ограниченном участке территории, печатать репортажи в газетах, давать интервью для радио, посылать подкрепления без одобрения Токио только в рамках Маньчжоу-го невозможно.
Проблема в том, что Жуков не смог вовремя наладить контрнаступление. На начальном этапе оно элементарно провалилось. Пришлось пару месяцев копить силы. Правда, были приятные моменты, битые немцами в Испании истребители оказались сильнее японских. У японцев также оказались откровенно плохие танки. Зато советская армия явно была плоха в управлении войсками - нехватало средств связи, обеспечения водой, продовольствием, снарядами. Всё это приходилось налаживать.
Когда наладили, наступление удалось, хотя пришлось торопиться. Ситуация в Европе была главным фактором. Близился разгром Польши и Странная война. Халхин-Гол, конечно, повлиял на политику СССР.
В Испании Сталин проиграл позорно. Немецкая авиация легко громила советскую осенью 1938-го и весной 1939-го, немецкие танки явно оказались лучше. На Халхин-Голе противник был явно слабее, но всё равно он потребовал больше сил, чем планировалось. Жуков долго не решался пойти в решительное контрнаступление, но обстановка в Европе требовала покончить с военным конфликтом на востоке. Жуков получил в итоге избыточные потери при победе. То есть, во второй раз оказалось, что советская армия не соответствует высоким требованиям для успешной войны в Европе. Зато успех на Халхин-голе впечатлили немцев. Гитлер решил пойти на сепаратный мир с СССР, разобраться сперва с Францией и рядом иных стран.
Сталину сепаратный мир был нужен как воздух. Не будем забывать, что потом показала война с Финляндией. Советская армия всё равно не вынесла из войны на Халхин-голе все нужные уроки. Более того, она занялась преступным экспериментированием, вместо использования сразу крупнокалиберной артиллерии для уничтожения линии Манергейма. Один месяц укрепления штурмовали с винтовками без танков, затем использовали танки, только потом решили отказаться воевать числом, а не нужным оружием, доставили тяжелую артиллерию и закончили кое-как войну. Короче, пакт Молотова-Рибентропа вполне соответствовал логике - по одежке протягивай ножки. Иной подход показывает придумывание ложных возможностей, а ложность их показали первые же бои в июне 1941-го.
Насчет Японии понятно. Японцы почувствовали, что в сухопутной войне они кое-что могут, но не боги. Отсюда начало бреда, что сухопутная армия, конечно, не на уровне европейской, зато на море обстоят дела иначе. Наверняка, вспомнили, что в Русско-Японскую имели куда более успешные бои на море, чем вялое наступление на суше. Никаких 9 месяцев возни при штурме Порт-Артура, раз-два и Цусима. Всё это вписывалось в концепцию блицкрига, позволяющего избежать затяжной войны. Но самое интересное это готовность японцев врать и фальсифицировать документы. Дискутировать с противником типа Кото Касахара бесполезно, надо сразу посылать куда подальше и не боятся "обидеть" бесстыжего. Тут два принципа - изменить проститутке невозможно, бесстыжевого невозможно обидеть.